Материалы к курсу "Методика преподавания философии". Андрейчук Н.В. - 48 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

4
7
молодые умы цветистым красноречием,– писатели типа Шопенгауэра и
Ницше, Хайдеггера и Бердяева, и им это подчас удается. Но, как правило,
ненадолго. Мода, как всякая мода, на такие вещи обязательно проходит.
Мнимой мудростью люди жить долго не могут. Рано или поздно молодые
умы распознают, где настоящая, серьезная и вдохновенная философия, а
гделишь ее модный эрзац.
Речь конечно же идет не о том, чтобы срочно засадить молодость за
философию, превратив ее в обязательный предмет изучения, не о том, что-
бы уговорить молодежь забросить все остальные дела и погрузиться в ее
пучины. Вовсе нет. Кроме всего прочего, философия давно установила эту
истину: реальная жизнь с ее радостями и горестями все же важнее любой
философской теории.
Тем не менее философия, и притом самая серьезная и глубокая, вполне
может найти себе место именно в ряде естественных радостей реальной
жизни и стать такой же неодолимой потребностью для ума, какой является
спорт, физическая культура для молодого, полного сил тела. Духовной по-
требностью, которая в молодости еще часто находит себе ложный выход,
мнимый способ удовлетворения. Этота самая потребность чем-то занять
ум, которая нередко растрачивается впустую в свободное от прочих заня-
тий время...
Потребность занять ум, потребность думать, мыслить, понимать то, что
видишь... Вряд ли приходится доказывать, что умне роскошь, а гигиена.
Гигиена духовного здоровья, столь же необходимого для жизни, как и здо-
ровье физическое.
Ибо, не обладая этим духовным здоровьем, в наши дни очень легко за-
хлебнуться и утонуть в том стремительном потоке информации, которая
ежедневно и ежечасно обрушивается на человека со всех сторон. Тем бо-
лее что этот поток несет с собой вовсе не только доброкачественную ду-
ховную пищу. Так что забота о духовном здоровье имеет и прямой соци-
альный, жизненно важный для каждого человека смысл.
Каждый, конечно, и без всякой философии понимает, что умным быть
гораздо лучше, чем глупым. Но далеко не каждый, даже весьма образован-
ный человек понимает, что ум, умение мыслить, способность умело думать
не врожденное свойство, не дар природы, а именно умение, которое каж-
дый человек может и должен воспитать в себе сам, и что даром оно не дается.
«Ум» недаром в русском языке происходит от одного корня со словами
«умение», «умелец». Умный человекэто человек, умеющий думать, раз-
мышлять, самостоятельно судить о вещах, о людях, о событиях, о фактах.
Именно судить с точки зрения высших норм и критериев человеческой ду-
ховной культуры. Проявлять «силу суждения», как назвал когда-то эту
способность Иммануил Кант.
молодые умы цветистым красноречием,– писатели типа Шопенгауэра и
Ницше, Хайдеггера и Бердяева, и им это подчас удается. Но, как правило,
ненадолго. Мода, как всякая мода, на такие вещи обязательно проходит.
Мнимой мудростью люди жить долго не могут. Рано или поздно молодые
умы распознают, где настоящая, серьезная и вдохновенная философия, а
где – лишь ее модный эрзац.
    Речь конечно же идет не о том, чтобы срочно засадить молодость за
философию, превратив ее в обязательный предмет изучения, не о том, что-
бы уговорить молодежь забросить все остальные дела и погрузиться в ее
пучины. Вовсе нет. Кроме всего прочего, философия давно установила эту
истину: реальная жизнь с ее радостями и горестями все же важнее любой
философской теории.
    Тем не менее философия, и притом самая серьезная и глубокая, вполне
может найти себе место именно в ряде естественных радостей реальной
жизни и стать такой же неодолимой потребностью для ума, какой является
спорт, физическая культура для молодого, полного сил тела. Духовной по-
требностью, которая в молодости еще часто находит себе ложный выход,
мнимый способ удовлетворения. Это – та самая потребность чем-то занять
ум, которая нередко растрачивается впустую в свободное от прочих заня-
тий время...
    Потребность занять ум, потребность думать, мыслить, понимать то, что
видишь... Вряд ли приходится доказывать, что ум – не роскошь, а гигиена.
Гигиена духовного здоровья, столь же необходимого для жизни, как и здо-
ровье физическое.
    Ибо, не обладая этим духовным здоровьем, в наши дни очень легко за-
хлебнуться и утонуть в том стремительном потоке информации, которая
ежедневно и ежечасно обрушивается на человека со всех сторон. Тем бо-
лее что этот поток несет с собой вовсе не только доброкачественную ду-
ховную пищу. Так что забота о духовном здоровье имеет и прямой соци-
альный, жизненно важный для каждого человека смысл.
    Каждый, конечно, и без всякой философии понимает, что умным быть
гораздо лучше, чем глупым. Но далеко не каждый, даже весьма образован-
ный человек понимает, что ум, умение мыслить, способность умело думать
– не врожденное свойство, не дар природы, а именно умение, которое каж-
дый человек может и должен воспитать в себе сам, и что даром оно не дается.
    «Ум» недаром в русском языке происходит от одного корня со словами
«умение», «умелец». Умный человек – это человек, умеющий думать, раз-
мышлять, самостоятельно судить о вещах, о людях, о событиях, о фактах.
Именно судить с точки зрения высших норм и критериев человеческой ду-
ховной культуры. Проявлять «силу суждения», как назвал когда-то эту
способность Иммануил Кант.

                                                                        47