Материалы к курсу "Методика преподавания философии". Андрейчук Н.В. - 49 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

48
Этому как будто противоречит общеизвестный факт: мы часто встре-
чаем весьма умных людей, не получивших не только высшего, но и сред-
него образования. Также не редкостью во все времена, в том числе и в на-
ши, был и остается еще «ученый дурак». Персонаж, каждому знакомый.
Очевидно и то, что «много знать» – не совсем то же самое, что «уметь
мыслить». «Многознание уму не научает»,– предупреждал еще на заре фи-
лософии Гераклит Темный из древнегреческого города Эфеса. И был, ко-
нечно, абсолютно прав.
Правда, он же сказал и другое: «Много знать должны мудрые мужи», –
и что без настоящих знаний нет и не может быть настоящей мудрости...
«Ум» («мудрость») – это не «знание» само по себе, не совокупность
сведений, заложенных образованием в память, не информация и не сово-
купность правил сочетания слов со словами, терминов с терминами. Это
умение правильно знаниями распоряжаться, умение соотносить эти знания
с фактами и событиями реальной жизни, объективной реальности, и глав-
ноесамостоятельно эти знания добывать, пополнятьтак издавна опре-
деляет «ум» всякая действительно умная философия. И потому простое ус-
воение знанийто бишь их заучиваниевовсе не обязательно ведет к об-
разованию ума, мышления. В состязании на простое заучивание сведений
самый умный человек не сможет тягаться с самой глупой и несовершенной
электронно-вычислительной машиной. Однако именно в этом его преиму-
щество перед неюпреимущество наличия ума.
Каждому с детства знакома интернациональная притча про дурака, ко-
торый не вовремя и не к месту произносит заученные им фразыфразы,
вполне уместные в других случаяхтаскать вам не перетаскать»). Мораль
сей басни одинакова в фольклоре всех народов Землида, можно заучить
и запомнить множество самых правильных фраз (и даже научных положе-
ний!) и при этом навек остаться дураком, неумным человеком, даже изу-
чив фразеологию, терминологию и «семантику» целой науки вместе с на-
бором правил (алгоритмов) преобразования одних словосочетаний в дру-
гие словосочетания.
Многознание действительно уму не научает. А что же научает? И мож-
но ли ему вообще научить? Или научиться?
А что, если правы те, кто утверждает, что умэто дар божий? Илив
более современной и просвещенной терминологиидар природы, врожден-
ное свойство, зависящее, если и не на сто процентов, то, по крайней мере,
на восемьдесят, от генов папы с мамой, особенности устройства мозга?
Если так, то, разумеется, не поможет уже никакая философия. Эта пес-
симистическая позиция очень широко распространена среди современных
буржуазных психологов и педагогов, старающихся взвалить на природу, на
гены вину за крайнее социальное неравенство между людьми и тем самым
    Этому как будто противоречит общеизвестный факт: мы часто встре-
чаем весьма умных людей, не получивших не только высшего, но и сред-
него образования. Также не редкостью во все времена, в том числе и в на-
ши, был и остается еще «ученый дурак». Персонаж, каждому знакомый.
Очевидно и то, что «много знать» – не совсем то же самое, что «уметь
мыслить». «Многознание уму не научает»,– предупреждал еще на заре фи-
лософии Гераклит Темный из древнегреческого города Эфеса. И был, ко-
нечно, абсолютно прав.
    Правда, он же сказал и другое: «Много знать должны мудрые мужи», –
и что без настоящих знаний нет и не может быть настоящей мудрости...
    «Ум» («мудрость») – это не «знание» само по себе, не совокупность
сведений, заложенных образованием в память, не информация и не сово-
купность правил сочетания слов со словами, терминов с терминами. Это –
умение правильно знаниями распоряжаться, умение соотносить эти знания
с фактами и событиями реальной жизни, объективной реальности, и глав-
ное – самостоятельно эти знания добывать, пополнять – так издавна опре-
деляет «ум» всякая действительно умная философия. И потому простое ус-
воение знаний – то бишь их заучивание – вовсе не обязательно ведет к об-
разованию ума, мышления. В состязании на простое заучивание сведений
самый умный человек не сможет тягаться с самой глупой и несовершенной
электронно-вычислительной машиной. Однако именно в этом его преиму-
щество перед нею – преимущество наличия ума.
    Каждому с детства знакома интернациональная притча про дурака, ко-
торый не вовремя и не к месту произносит заученные им фразы – фразы,
вполне уместные в других случаях («таскать вам не перетаскать»). Мораль
сей басни одинакова в фольклоре всех народов Земли – да, можно заучить
и запомнить множество самых правильных фраз (и даже научных положе-
ний!) и при этом навек остаться дураком, неумным человеком, даже изу-
чив фразеологию, терминологию и «семантику» целой науки вместе с на-
бором правил (алгоритмов) преобразования одних словосочетаний в дру-
гие словосочетания.
    Многознание действительно уму не научает. А что же научает? И мож-
но ли ему вообще научить? Или научиться?
    А что, если правы те, кто утверждает, что ум – это дар божий? Или – в
более современной и просвещенной терминологии – дар природы, врожден-
ное свойство, зависящее, если и не на сто процентов, то, по крайней мере,
на восемьдесят, от генов папы с мамой, особенности устройства мозга?
    Если так, то, разумеется, не поможет уже никакая философия. Эта пес-
симистическая позиция очень широко распространена среди современных
буржуазных психологов и педагогов, старающихся взвалить на природу, на
гены вину за крайнее социальное неравенство между людьми и тем самым

48