Материалы к курсу "Методика преподавания философии". Андрейчук Н.В. - 51 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

50
не отвлеченное говорение про заоблачные выси, а теория, в согласии с ко-
торой современный капитализм строит всю систему образования, воспита-
ния и профориентации молодежи. Философия, которая прямо задевает
жизненные интересы каждого входящего в жизнь человека и хочет заранее
определить судьбу каждого, т. е. всех.
И это именно философия, хотя представители ее не любят этого назва-
ния, предпочитая называть себя представителями «строгой науки», а «фи-
лософию» поносить как «оторванное от жизни мудрствование».
И не любят по очень простой причине.
Дело в том, что традиционная философия в лице лучших своих пред-
ставителейтрудом таких людей, как Демокрит и Платон, Декарт и Спи-
ноза, Кант и Гегель, Гельвеций и Дидро, Маркс и Энгельс, Плеханов и Ле-
нин, – выработала за две тысячи лет своей истории как раз противополож-
ное решение того же самого вопроса.
Потому-то представители вышеобрисованной точки зрения и не любят
самого слова «философия». Они прекрасно понимают, а не понимают, то
чувствуют: если их теории мерить мерою настоящей философии, то эти
теории придется отнести в разряд очень плохой философии.
Это факт, что философия настоящая уже больше двух тысячелетий за-
нимается исследованием именно проблемы ума, мышления, разума и по-
тому имеет что сказать по этому поводу людям. Она опирается на прочный
фундамент более чем двухтысячелетней практики «воспитания ума» и по-
дытоживает весьма серьезные результаты этой практики.
Представители же новомодных буржуазных концепций, опирающихся
якобы только на «строгую науку», этой истории не знают и знать не жела-
ют, фыркая на нее как на «устаревший хлам». А спросите-ка у них, что они
разумеют под словами «ум», «мышление», «разум», «интеллект»? Попро-
буйте. Они вам ответят, что все этопонятия туманные, расплывчатые,
трудноопределимые, философски метафизические (в их устах эторуга-
тельство) и что дать ответ по этой причине они затрудняются.
Тем не менее они претендуют именно на то, чтобы с помощью своей
техники точно замерятьи притом заранеекоэффициент этих самых ту-
манных и расплывчатых качеств человека... Замеряют и выражают в точ-
ных цифрах этот самый «коэффициент врожденной интеллектуальной ода-
ренности», старательно избегая даже самим себе дать отчет в том, что же
именно они замеряют, что именно выражает их цифирь. В самом деле
что? В том-то и гвоздь вопроса.
И сталкиваются в этом пункте вовсе не философия со строгой наукой, а
научная философия с философским невежеством, с философским обску-
рантизмом, который совсем напрасно рядится в одежды строгой науки.
Сталкивается философия как наука с философией доморощенной, с фило-
не отвлеченное говорение про заоблачные выси, а теория, в согласии с ко-
торой современный капитализм строит всю систему образования, воспита-
ния и профориентации молодежи. Философия, которая прямо задевает
жизненные интересы каждого входящего в жизнь человека и хочет заранее
определить судьбу каждого, т. е. всех.
   И это именно философия, хотя представители ее не любят этого назва-
ния, предпочитая называть себя представителями «строгой науки», а «фи-
лософию» поносить как «оторванное от жизни мудрствование».
   И не любят по очень простой причине.
   Дело в том, что традиционная философия в лице лучших своих пред-
ставителей – трудом таких людей, как Демокрит и Платон, Декарт и Спи-
ноза, Кант и Гегель, Гельвеций и Дидро, Маркс и Энгельс, Плеханов и Ле-
нин, – выработала за две тысячи лет своей истории как раз противополож-
ное решение того же самого вопроса.
   Потому-то представители вышеобрисованной точки зрения и не любят
самого слова «философия». Они прекрасно понимают, а не понимают, то
чувствуют: если их теории мерить мерою настоящей философии, то эти
теории придется отнести в разряд очень плохой философии.
   Это факт, что философия настоящая уже больше двух тысячелетий за-
нимается исследованием именно проблемы ума, мышления, разума и по-
тому имеет что сказать по этому поводу людям. Она опирается на прочный
фундамент более чем двухтысячелетней практики «воспитания ума» и по-
дытоживает весьма серьезные результаты этой практики.
   Представители же новомодных буржуазных концепций, опирающихся
якобы только на «строгую науку», этой истории не знают и знать не жела-
ют, фыркая на нее как на «устаревший хлам». А спросите-ка у них, что они
разумеют под словами «ум», «мышление», «разум», «интеллект»? Попро-
буйте. Они вам ответят, что все это – понятия туманные, расплывчатые,
трудноопределимые, философски метафизические (в их устах это – руга-
тельство) и что дать ответ по этой причине они затрудняются.
   Тем не менее они претендуют именно на то, чтобы с помощью своей
техники точно замерять – и притом заранее – коэффициент этих самых ту-
манных и расплывчатых качеств человека... Замеряют и выражают в точ-
ных цифрах этот самый «коэффициент врожденной интеллектуальной ода-
ренности», старательно избегая даже самим себе дать отчет в том, что же
именно они замеряют, что именно выражает их цифирь. В самом деле –
что? В том-то и гвоздь вопроса.
   И сталкиваются в этом пункте вовсе не философия со строгой наукой, а
научная философия с философским невежеством, с философским обску-
рантизмом, который совсем напрасно рядится в одежды строгой науки.
Сталкивается философия как наука с философией доморощенной, с фило-

50