ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
наиболее приятную часть жизни. Однако творчество — это не только удовольствие, но и
очень тяжелая работа. Блестящие идеи и образы подготавливаются днями, а иногда
годами упорных поисков и размышлений. Как писал В. Маяковский, "поэзия — та же
добыча радия; в грамм добыча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн
словесной руды". Словосочетание "рабочее время" для ученого, писателя, композитора не
имеет смысла. Идеи и образы могут появиться в любое время, в том числе во сне. Занятия
наукой и искусством определяют не столько профессию, сколько образ жизни.
Понятия "труд" и "творчество" нередко противопоставляются. Так, В. Иноземцев
пишет: "Наиболее принципиальный мотив творческой деятельности — стремление
индивида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий
активности" (выделено авт. — Б. Г.) [Иноземцев. С. 18]. Этот мотив, несомненно,
существует, однако он редко может быть реализован и, что более важно, не отражает сути
и значения творчества.
Природа творческого процесса нам не известна. Весьма вероятно, что лучше всего
она выражена словами Гайдна: "Это не от меня, это свыше!" [Парандовский. С. 105]. Так
композитор выразил свой восторг при рождении одной из мелодий оратории "Сотворение
мира". Смысл восклицания Гайдна близок тому, что писал Платон тысячелетием ранее в
диалоге "Пир":
"— ...Гении представляют нечто среднее между богом и смертным.
Каково их назначение?
Быть истолкователями и посредниками между людьми
и богами.... Пребывая посредине, они заполняют промежуток
между теми и другими, так что Вселенная связана внутренней
связью" [Платон. С. ИЗ].
Биографии выдающихся ученых (И. Ньютона, А. Пуанкаре, А. Эйнштейна, Д. И.
Менделеева и др.) свидетельствуют о том, что интуитивная сторона творчества в науке
важна не
менее, чем в искусстве. Моменты рождения принципиально новых научных идей
могут сопровождаться состояниями, близкими к религиозному экстазу [Пуанкаре].
Великий врач, философ, поэт Авиценна (Абу Али Ибн Сина), живший в 980—1037
гг, посвятил творчеству такие строки.
"Уйти нам трудно от мирских забот, Но Вечность постигает только тот, Кто хоть на
шаг сойдет с тропы привычной И путь проложит, от других отличный". (Выделено авт. —
Б. Г.; цит. по: [Чечин].)
Как видно из приведенных характеристик творчества, его цель состоит не столько в
самовыражении, сколько в создании новых идей, образов, методов, представлений и т. д.
И эта цель никогда не была и в обозримом будущем не может быть "не зависимой от
внешних материальных условий", особенно в науке, технике, медицине и других сферах.
Так, плоды творчества ученых, изобретателей, художников, писателей, артистов
составляют в развитых странах значительную часть национального богатства.
Произведения науки и искусства активно участвуют в экономическом обмене. Пушкин
выразил это афоризмом: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать".
Таким образом, в экономическом аспекте творчество следует признать одним из
видов труда, который, разумеется, имеет свои психологические особенности (как и любой
другой вид труда).
Наряду с различными видами творчества важную роль в развитии цивилизации
играет деятельность, направленная на духовное совершенствование человека. В этой
сфере образ жизни имеет еще большее значение, чем в науке и искусстве.
Современная экономическая теория все большее внимание уделяет комплексному
исследованию затрат времени человека, включая обеспечение материальными благами,
учебу, воспитание детей, отдых. В частности, воспитание детей в семье является
примером общественно-полезного труда, который, с одной стороны, доставляет много
наиболее приятную часть жизни. Однако творчество — это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Блестящие идеи и образы подготавливаются днями, а иногда годами упорных поисков и размышлений. Как писал В. Маяковский, "поэзия — та же добыча радия; в грамм добыча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды". Словосочетание "рабочее время" для ученого, писателя, композитора не имеет смысла. Идеи и образы могут появиться в любое время, в том числе во сне. Занятия наукой и искусством определяют не столько профессию, сколько образ жизни. Понятия "труд" и "творчество" нередко противопоставляются. Так, В. Иноземцев пишет: "Наиболее принципиальный мотив творческой деятельности — стремление индивида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности" (выделено авт. — Б. Г.) [Иноземцев. С. 18]. Этот мотив, несомненно, существует, однако он редко может быть реализован и, что более важно, не отражает сути и значения творчества. Природа творческого процесса нам не известна. Весьма вероятно, что лучше всего она выражена словами Гайдна: "Это не от меня, это свыше!" [Парандовский. С. 105]. Так композитор выразил свой восторг при рождении одной из мелодий оратории "Сотворение мира". Смысл восклицания Гайдна близок тому, что писал Платон тысячелетием ранее в диалоге "Пир": "— ...Гении представляют нечто среднее между богом и смертным. Каково их назначение? Быть истолкователями и посредниками между людьми и богами.... Пребывая посредине, они заполняют промежуток между теми и другими, так что Вселенная связана внутренней связью" [Платон. С. ИЗ]. Биографии выдающихся ученых (И. Ньютона, А. Пуанкаре, А. Эйнштейна, Д. И. Менделеева и др.) свидетельствуют о том, что интуитивная сторона творчества в науке важна не менее, чем в искусстве. Моменты рождения принципиально новых научных идей могут сопровождаться состояниями, близкими к религиозному экстазу [Пуанкаре]. Великий врач, философ, поэт Авиценна (Абу Али Ибн Сина), живший в 980—1037 гг, посвятил творчеству такие строки. "Уйти нам трудно от мирских забот, Но Вечность постигает только тот, Кто хоть на шаг сойдет с тропы привычной И путь проложит, от других отличный". (Выделено авт. — Б. Г.; цит. по: [Чечин].) Как видно из приведенных характеристик творчества, его цель состоит не столько в самовыражении, сколько в создании новых идей, образов, методов, представлений и т. д. И эта цель никогда не была и в обозримом будущем не может быть "не зависимой от внешних материальных условий", особенно в науке, технике, медицине и других сферах. Так, плоды творчества ученых, изобретателей, художников, писателей, артистов составляют в развитых странах значительную часть национального богатства. Произведения науки и искусства активно участвуют в экономическом обмене. Пушкин выразил это афоризмом: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать". Таким образом, в экономическом аспекте творчество следует признать одним из видов труда, который, разумеется, имеет свои психологические особенности (как и любой другой вид труда). Наряду с различными видами творчества важную роль в развитии цивилизации играет деятельность, направленная на духовное совершенствование человека. В этой сфере образ жизни имеет еще большее значение, чем в науке и искусстве. Современная экономическая теория все большее внимание уделяет комплексному исследованию затрат времени человека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспитание детей, отдых. В частности, воспитание детей в семье является примером общественно-полезного труда, который, с одной стороны, доставляет много