Современная деловая риторика. Анисимова Т.В - 18 стр.

UptoLike

Рубрика: 

18
мой своего выступления. В любом случае эта аудитория потребует наибольших усилий от ора-
тора.
Степень конфликтности и заинтересованности аудитории должна быть обязательно опреде-
лена в речи на любую тему и в любой ситуации, но особенно это важно в речах убеждающих,
ведь от этой характеристики зависит степень интенсивности воздействия на аудиторию. Гру-
бую риторическую ошибку допускает оратор, стремящийся в любой аудитории, независимо от
ее настроений применить самые сильные средства воздействия: это может привести к отторже-
нию слушателей. Нельзя для гарантии пальнуть из пушки по воробьям: калибр оружия должен
быть соразмерен поставленной задаче. А ведь бывают и такие случаи, когда охотник стреляет
маленькой дробинкой в глаз - вот идеал ораторской деятельности: применить минимальные, но
точно ориентированные на конкретных слушателей средства воздействия.
Очевидно, могут быть указаны и другие параметры для характеристики аудитории. Однако
важно следить за тем, чтобы они были объективными и просчитываемыми. С предлагаемой
Аристотелем характеристикой "счастливые/несчастные" вряд ли можно согласиться, т. к. нет
людей абсолютно счастливых или несчастных. Это очень субъективно воспринимаемое состоя-
ние не поддается учету оратора, поскольку далеко не всегда зависит от объективных показате-
лей. Кроме того аудитория может быть только молодежной или только профессиональной, но
не может состоять только из людей счастливых.
Кроме прямой аудитории, к которой обращается оратор, можно говорить о косвенной ау-
дитории. В нашей жизни наиболее типичной косвенной аудиторией являются телезрители: вы-
ступает ли депутат перед парламентом, говорит ли гость передачи для зрителей в студии, они
обязательно учитывают тот факт, что их видят и слышат миллионы телезрителей, обращаются
прежде всего к ним. Однако и за пределами телевидения возможно присутствие косвенной ау-
дитории. Например, такова ситуация судебного заседания: и адвокат, и прокурор обращаются к
суду как к прямой аудитории, публика же в зале является для них аудиторией косвенной. Дру-
гим типичным случаем подобной ситуации является обращение человека к оппоненту через
прессу с открытым письмом. В таком письме должны быть средства адресации и взаимодейст-
вия с прямым адресатом, но более важной оказывается косвенная аудитория читателей, ради
воздействия на которую и избирается именно эта форма. Или ситуация парламента (даже при
отсутствии телевидения в зале), где оратор обращается прежде всего к депутатам, однако имеет
задачей воздействие и на Президента и Правительство (или другие органы власти) Параметры
косвенной аудитории тоже должны быть просчитаны и учтены оратором, причем в зависимости
от того, в какой мере косвенная аудитория важна для оратора, речь может быть адресована ей
даже в большей степени, чем аудитории прямой.
§12. Разрабатывая замысел речи с учетом предполагаемой аудитории, важно помнить о
трех ее
возможных ипостасях. Первая из них может быть названа потенциальной. Это та
аудитория, на которую рассчитано мое выступление. Например, заранее работаю над лекцией о
возрастных особенностях детей 10-12 лет. Потенциальная аудитория - родители таких детей на
родительском собрании. Но вот меня приглашают выступить на собрании родителей 6 "А"
класса моей школы. Теперь я имею
дело не с абстрактными родителями вообще, а с реаль-
ной аудиторией и могу точно узнать, что за люди придут на мою лекцию и какие у них про-
блемы с детьми. Я прихожу на собрание и оказывается, что мне придется выступать перед ро-
дителями не только 6 "А", но и 6 "Б", потому что их лектор внезапно заболел. Этот не преду-
смотренный моим планом состав будет конкретной аудиторией лекции. Конечно, вполне
возможно, что ничего непредвиденного не произойдет и реально запланированная аудитория
совпадет с конкретной, но выступающий всегда должен быть готов к тому, что придет больше
или меньше людей, чем ожидалось или слушателями окажутся не те люди, на которых он рас-
считывал.
Чтобы подчеркнуть важность умения перестраиваться в зависимости от присутствующей
при выступлении аудитории, можно напомнить фрагмент из рассказа И.Л. Андроникова "Пер-
вый раз на эстраде". В нем есть такой эпизод: сотрудник Ленинградской филармонии И.И. Сол-
лертинский приглашает молодого Андроникова на должность помощника лектора, потому что
                                                18
мой своего выступления. В любом случае эта аудитория потребует наибольших усилий от ора-
тора.
    Степень конфликтности и заинтересованности аудитории должна быть обязательно опреде-
лена в речи на любую тему и в любой ситуации, но особенно это важно в речах убеждающих,
ведь от этой характеристики зависит степень интенсивности воздействия на аудиторию. Гру-
бую риторическую ошибку допускает оратор, стремящийся в любой аудитории, независимо от
ее настроений применить самые сильные средства воздействия: это может привести к отторже-
нию слушателей. Нельзя для гарантии пальнуть из пушки по воробьям: калибр оружия должен
быть соразмерен поставленной задаче. А ведь бывают и такие случаи, когда охотник стреляет
маленькой дробинкой в глаз - вот идеал ораторской деятельности: применить минимальные, но
точно ориентированные на конкретных слушателей средства воздействия.
    Очевидно, могут быть указаны и другие параметры для характеристики аудитории. Однако
важно следить за тем, чтобы они были объективными и просчитываемыми. С предлагаемой
Аристотелем характеристикой "счастливые/несчастные" вряд ли можно согласиться, т. к. нет
людей абсолютно счастливых или несчастных. Это очень субъективно воспринимаемое состоя-
ние не поддается учету оратора, поскольку далеко не всегда зависит от объективных показате-
лей. Кроме того аудитория может быть только молодежной или только профессиональной, но
не может состоять только из людей счастливых.
    Кроме прямой аудитории, к которой обращается оратор, можно говорить о косвенной ау-
дитории. В нашей жизни наиболее типичной косвенной аудиторией являются телезрители: вы-
ступает ли депутат перед парламентом, говорит ли гость передачи для зрителей в студии, они
обязательно учитывают тот факт, что их видят и слышат миллионы телезрителей, обращаются
прежде всего к ним. Однако и за пределами телевидения возможно присутствие косвенной ау-
дитории. Например, такова ситуация судебного заседания: и адвокат, и прокурор обращаются к
суду как к прямой аудитории, публика же в зале является для них аудиторией косвенной. Дру-
гим типичным случаем подобной ситуации является обращение человека к оппоненту через
прессу с открытым письмом. В таком письме должны быть средства адресации и взаимодейст-
вия с прямым адресатом, но более важной оказывается косвенная аудитория читателей, ради
воздействия на которую и избирается именно эта форма. Или ситуация парламента (даже при
отсутствии телевидения в зале), где оратор обращается прежде всего к депутатам, однако имеет
задачей воздействие и на Президента и Правительство (или другие органы власти) Параметры
косвенной аудитории тоже должны быть просчитаны и учтены оратором, причем в зависимости
от того, в какой мере косвенная аудитория важна для оратора, речь может быть адресована ей
даже в большей степени, чем аудитории прямой.

     §12. Разрабатывая замысел речи с учетом предполагаемой аудитории, важно помнить о
трех ее возможных ипостасях. Первая из них может быть названа п о т е н ц и а л ь н о й . Это та
аудитория, на которую рассчитано мое выступление. Например, заранее работаю над лекцией о
возрастных особенностях детей 10-12 лет. Потенциальная аудитория - родители таких детей на
родительском собрании. Но вот меня приглашают выступить на собрании родителей 6 "А"
класса моей школы. Теперь я имею дело не с абстрактными родителями вообще, а с р е а л ь -
н о й аудиторией и могу точно узнать, что за люди придут на мою лекцию и какие у них про-
блемы с детьми. Я прихожу на собрание и оказывается, что мне придется выступать перед ро-
дителями не только 6 "А", но и 6 "Б", потому что их лектор внезапно заболел. Этот не преду-
смотренный моим планом состав будет к о н к р е т н о й аудиторией лекции. Конечно, вполне
возможно, что ничего непредвиденного не произойдет и реально запланированная аудитория
совпадет с конкретной, но выступающий всегда должен быть готов к тому, что придет больше
или меньше людей, чем ожидалось или слушателями окажутся не те люди, на которых он рас-
считывал.
     Чтобы подчеркнуть важность умения перестраиваться в зависимости от присутствующей
при выступлении аудитории, можно напомнить фрагмент из рассказа И.Л. Андроникова "Пер-
вый раз на эстраде". В нем есть такой эпизод: сотрудник Ленинградской филармонии И.И. Сол-
лертинский приглашает молодого Андроникова на должность помощника лектора, потому что