ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
20
а то, что слушатели и так знают. Тогда он может сказать: как вам, наверное, уже известно...,
Вы, конечно, знаете..., Хочу напомнить вам... и т. п. Но нежелательно повторять банальности
как нечто новое, поскольку при этом интерес аудитории к речи быстро пропадает. Если обра-
щаемся к неспециалистам, то нельзя употреблять сложные термины и другие слова, которые
будут непонятны, тут вообще важно оценить кругозор слушателей и говорить, сообразуясь с
ним. Оценив аудиторию, выбираем тот аспект темы, который будет интересно обсуждать имен-
но этим людям. Например, на тему "Секреты рационального питания" в молодежной аудитории
и для людей преклонного возраста нужно сказать совершенно разные вещи.
И еще одно замечание. При характеристике аудитории совершенно не достаточно ограни-
чиваться исключительно внешним описанием, например, сказать: оратор выступает перед сту-
дентами второго курса, или: перед пенсионерами. Ведь если я выступаю перед студентами по
сложному научному вопросу, самой главной характеристикой окажется для меня их невысокий
профессиональный уровень; если говорю о моде - прежде всего учту пол и возраст и т. д. Если
на тему "Вам необходимо совершенствовать свое умение выступать публично" я обращаюсь к
студентам второго курса, прослушавшим курс риторики, смысл моего выступления будет со-
стоять в том, чтобы убедить их заняться самообразованием, развивать умения, приобретенные
на занятиях. Если они не изучали риторику - объясню им, какую пользу они могли бы получить
от обучения этому предмету. Если они изучали риторику, но остались недовольны курсом, на-
ходились в конфликте с преподавателем, - постараюсь переубедить их, изменить отношение к
риторике. Таким образом, сказать в этой ситуации "Я обращаюсь к студентам" - это не сказать
ничего: нужно указать те содержательные черты портрета, которые помогут мне найти взаимо-
понимание с моей аудиторией. Именно поэтому портрет аудитории может быть реконструиро-
ван и в том случае, когда мы не знаем, перед кем на самом деле выступал оратор, но имеем для
анализа речь, где видны усилия говорящего воздействовать на определенных слушателей.
Итак, первый важный вопрос, который задает себе оратор, приступая к непосредственной
подготовке речи: КОМУ она предназначается?
§14. К портрету аудитории примыкает и оценка портрета оратора.
Трудно переоценить роль фигуры говорящего для успеха речи. От того, в какой степени до-
веряет, симпатизирует оратору аудитория, в огромной мере зависит эффективность воздейст-
вия. Там, где авторитетному, уважаемому человеку бывает достаточно сказать несколько про-
стых фраз, человеку, не известному аудитории, для достижения такого же результата потребу-
ется произнести сложную, точно рассчитанную речь. Плутарх, сравнивая двух ораторов - Де-
мосфена и Фокиона, говорит, что Демосфен считал своего соперника весьма опасным конку-
рентом. "Не совсем ясно, правда, чего собственно
опасался Демосфен: то ли силы красноречия
этого мужа, то ли его образа жизни и безупречной репутации, понимая, что одно слово, один
кивок человека, который пользуется доверием, весит больше, чем великое множество про-
странных периодов".
3
Именно поэтому одним из важнейших компонентов подготовки речи яв-
ляется оценка оратором своих отношений с предполагаемой аудиторией. Причем чем объек-
тивней и самокритичней окажется такая оценка, тем лучше.
Логика всегда отрицала правомерность оценки личности аргументатора и признавала толь-
ко оценку его доводов. Именно поэтому категорическому запрету подвергались доводы ad
hominem. Однако интерес
к личности говорящего, к его мировоззрению, нравственным харак-
теристикам и общественной деятельности невозможно убить никакими запретами. Ведь если
представить себе, что по какому-то частному вопросу в выступлениях А.Д. Сахарова и В.В.
Жириновского, оказался один и тот же довод, то не будет удивительным, если окажется, что
слушатель оценивал
его в этих речах совершенно по-разному, сообразуясь со своим общим от-
ношением к этим общественным деятелям. И ведь не случайно так популярна серия ЖЗЛ и все
прочие издания, посвященные жизнеописанию выдающихся ученых, писателей, политических
деятелей. Очевидно, знакомство с их жизнью, личностными качествами, помогает нам лучше
понять и оценить их идеи
. О необходимости учитывать личность оратора и ее влияние на ауди-
3
Плутарх Избранные жизнеописания. - В 2-х тт. - Т. 2. - М.: Правда, 1987. - С. 503.
20 а то, что слушатели и так знают. Тогда он может сказать: как вам, наверное, уже известно..., Вы, конечно, знаете..., Хочу напомнить вам... и т. п. Но нежелательно повторять банальности как нечто новое, поскольку при этом интерес аудитории к речи быстро пропадает. Если обра- щаемся к неспециалистам, то нельзя употреблять сложные термины и другие слова, которые будут непонятны, тут вообще важно оценить кругозор слушателей и говорить, сообразуясь с ним. Оценив аудиторию, выбираем тот аспект темы, который будет интересно обсуждать имен- но этим людям. Например, на тему "Секреты рационального питания" в молодежной аудитории и для людей преклонного возраста нужно сказать совершенно разные вещи. И еще одно замечание. При характеристике аудитории совершенно не достаточно ограни- чиваться исключительно внешним описанием, например, сказать: оратор выступает перед сту- дентами второго курса, или: перед пенсионерами. Ведь если я выступаю перед студентами по сложному научному вопросу, самой главной характеристикой окажется для меня их невысокий профессиональный уровень; если говорю о моде - прежде всего учту пол и возраст и т. д. Если на тему "Вам необходимо совершенствовать свое умение выступать публично" я обращаюсь к студентам второго курса, прослушавшим курс риторики, смысл моего выступления будет со- стоять в том, чтобы убедить их заняться самообразованием, развивать умения, приобретенные на занятиях. Если они не изучали риторику - объясню им, какую пользу они могли бы получить от обучения этому предмету. Если они изучали риторику, но остались недовольны курсом, на- ходились в конфликте с преподавателем, - постараюсь переубедить их, изменить отношение к риторике. Таким образом, сказать в этой ситуации "Я обращаюсь к студентам" - это не сказать ничего: нужно указать те содержательные черты портрета, которые помогут мне найти взаимо- понимание с моей аудиторией. Именно поэтому портрет аудитории может быть реконструиро- ван и в том случае, когда мы не знаем, перед кем на самом деле выступал оратор, но имеем для анализа речь, где видны усилия говорящего воздействовать на определенных слушателей. Итак, первый важный вопрос, который задает себе оратор, приступая к непосредственной подготовке речи: К О М У она предназначается? §14. К портрету аудитории примыкает и оценка портрета оратора. Трудно переоценить роль фигуры говорящего для успеха речи. От того, в какой степени до- веряет, симпатизирует оратору аудитория, в огромной мере зависит эффективность воздейст- вия. Там, где авторитетному, уважаемому человеку бывает достаточно сказать несколько про- стых фраз, человеку, не известному аудитории, для достижения такого же результата потребу- ется произнести сложную, точно рассчитанную речь. Плутарх, сравнивая двух ораторов - Де- мосфена и Фокиона, говорит, что Демосфен считал своего соперника весьма опасным конку- рентом. "Не совсем ясно, правда, чего собственно опасался Демосфен: то ли силы красноречия этого мужа, то ли его образа жизни и безупречной репутации, понимая, что одно слово, один кивок человека, который пользуется доверием, весит больше, чем великое множество про- странных периодов".3 Именно поэтому одним из важнейших компонентов подготовки речи яв- ляется оценка оратором своих отношений с предполагаемой аудиторией. Причем чем объек- тивней и самокритичней окажется такая оценка, тем лучше. Логика всегда отрицала правомерность оценки личности аргументатора и признавала толь- ко оценку его доводов. Именно поэтому категорическому запрету подвергались доводы ad hominem. Однако интерес к личности говорящего, к его мировоззрению, нравственным харак- теристикам и общественной деятельности невозможно убить никакими запретами. Ведь если представить себе, что по какому-то частному вопросу в выступлениях А.Д. Сахарова и В.В. Жириновского, оказался один и тот же довод, то не будет удивительным, если окажется, что слушатель оценивал его в этих речах совершенно по-разному, сообразуясь со своим общим от- ношением к этим общественным деятелям. И ведь не случайно так популярна серия ЖЗЛ и все прочие издания, посвященные жизнеописанию выдающихся ученых, писателей, политических деятелей. Очевидно, знакомство с их жизнью, личностными качествами, помогает нам лучше понять и оценить их идеи. О необходимости учитывать личность оратора и ее влияние на ауди- 3 Плутарх Избранные жизнеописания. - В 2-х тт. - Т. 2. - М.: Правда, 1987. - С. 503.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- …
- следующая ›
- последняя »