Современная деловая риторика. Анисимова Т.В - 19 стр.

UptoLike

Рубрика: 

19
имеющийся у них работник очень плох. Вот как об этом в рассказе говорит И.И. Соллертин-
ский: "Что касается нынешнего моего помощника, коего имел честь упомянуть, он пишет свое
корявое сочинение заранее и, не имея возможности положить перед собой написанное, ибо пе-
ред ним нет кафедры, выучивает его наизусть и помещает между лобной костью и очень серым
веществом своего мозга. От этого лицо его принимает выражение, несколько обращенное
внутрь себя, когда, закатив глаза, он старается заглянуть под брови и в глазах его читается
ужас: Ах, ах! Что будет, если я забыл! О том, что в ходе беседы лектор должен уметь перестро-
иться, напоминать ему бесполезно. Недавно был запланирован симфонический утренник для
ленинградских школ, точнее, для первых классов "А" и первых классов "Б", но по ошибке биле-
ты попали в Академию наук и вместо самых маленьких пришли наши дорогие мафусаилы. Об
этом мой помощник узнал минут за пять до концерта. И не имея вашей способности учесть тре-
бования новой аудитории, он рассказал академикам и членам-корреспондентам, что скрипочка -
это ящичек, на котором натянуты кишочки, а по ним водят волосиками, и они пищат. Почтен-
ные старцы стонали от смеха, но это не совсем та реакция, которая нам нужна."
§13. Итак, выяснив, где придется выступать, определяем, какими чертами обладает предпо-
лагаемая аудитория. Например, преподаватель института искусств в 10 "А" классе собирается
рассказывать о музыке С. Прокофьева. Аудитория по его оценке такова: молодые люди 16 лет;
знания по затрагиваемой теме практически полностью отсутствуют (смутное представление);
количество учащихся - 20 человек, однородная группа (групповое общение); субъективная ха-
рактеристика: отношения неравные, поскольку статус лектора не только выше их собственного,
но и выше статуса их учителей; отношение к оратору хорошее, но тема не кажется аудитории
важной, так как дети не любят серьезную музыку, поэтому предполагается примерно равное
количество конфликтных и инфантильных. Теперь необходимо из этих характеристик выбрать
те, которые окажутся особенно важными для данной речи и которые оратор непременно должен
учесть при подготовке речи.
Из объективных характеристик можно не учитывать те, которые не имеют значения для ос-
вещения данной темы (в нашем случае можно пренебречь, например, характеристиками по по-
лу, национальности и т. п.), а также теми, где оратор выступает в привычной для себя роли, уже
настроен на определенный тип слушателей и ему не нужно корректировать манеру речи.
Так, если десятиклассник собирается выступать в своем классе, а учитель - перед своими
коллегами, нет надобности особо учитывать возраст и культурный уровень, поскольку они бу-
дут такие же, как у самого оратора, естественны для него. Вместе с тем
отправляясь в третий
класс или на совет школы, десятиклассник должен будет подумать о коррекции своего выступ-
ления с учетом возраста и культурного уровня аудитории. Субъективная характеристика ауди-
тории обязательно должна быть учтена, если есть возможность просчитать ее заранее. Очень
важной характеристикой является количество слушателей (межличностное, групповое, публич-
ное, массовое общение).
Для нашего случая особенно важными окажутся смутное представление слушателей о
предмете речи, негативное в целом отношение к предмету речи. Именно эти характеристики
оратор и должен будет учесть в своем выступлении. Как эта установка будет реализована? Оче-
видно, ему придется постараться связать предмет речи с интересами и вкусами слушателей, по-
казать важность предлагаемых знаний именно для них, сделать свою речь максимально яркой и
образной, использовать зацепляющие внимание крючки и т. д.
Если старшеклассник собирается выступать на совете школы, то для него наиболее важным
окажется учет более старшего возраста и более высокого культурного уровня слушателей, офи-
циальной обстановки собрания, конструктивного отношения аудитории. Поэтому
его речь не
может быть перегружена отступлениями и излишними украшениями, должна содержать кон-
кретное предложение и рациональную аргументацию его разумности.
В процессе отработки умения учитывать аудиторию необходимо обратить внимание и на
такой важный момент, как отражение в речи выступающего образа аудитории. Что уже извест-
но слушателям по затронутому вопросу? Можно ли это включить в свою речь и повторить для
них снова? Очевидно, можно, если оратор понимает, что сообщает не совершенно новые факты,
                                               19
имеющийся у них работник очень плох. Вот как об этом в рассказе говорит И.И. Соллертин-
ский: "Что касается нынешнего моего помощника, коего имел честь упомянуть, он пишет свое
корявое сочинение заранее и, не имея возможности положить перед собой написанное, ибо пе-
ред ним нет кафедры, выучивает его наизусть и помещает между лобной костью и очень серым
веществом своего мозга. От этого лицо его принимает выражение, несколько обращенное
внутрь себя, когда, закатив глаза, он старается заглянуть под брови и в глазах его читается
ужас: Ах, ах! Что будет, если я забыл! О том, что в ходе беседы лектор должен уметь перестро-
иться, напоминать ему бесполезно. Недавно был запланирован симфонический утренник для
ленинградских школ, точнее, для первых классов "А" и первых классов "Б", но по ошибке биле-
ты попали в Академию наук и вместо самых маленьких пришли наши дорогие мафусаилы. Об
этом мой помощник узнал минут за пять до концерта. И не имея вашей способности учесть тре-
бования новой аудитории, он рассказал академикам и членам-корреспондентам, что скрипочка -
это ящичек, на котором натянуты кишочки, а по ним водят волосиками, и они пищат. Почтен-
ные старцы стонали от смеха, но это не совсем та реакция, которая нам нужна."

     §13. Итак, выяснив, где придется выступать, определяем, какими чертами обладает предпо-
лагаемая аудитория. Например, преподаватель института искусств в 10 "А" классе собирается
рассказывать о музыке С. Прокофьева. Аудитория по его оценке такова: молодые люди 16 лет;
знания по затрагиваемой теме практически полностью отсутствуют (смутное представление);
количество учащихся - 20 человек, однородная группа (групповое общение); субъективная ха-
рактеристика: отношения неравные, поскольку статус лектора не только выше их собственного,
но и выше статуса их учителей; отношение к оратору хорошее, но тема не кажется аудитории
важной, так как дети не любят серьезную музыку, поэтому предполагается примерно равное
количество конфликтных и инфантильных. Теперь необходимо из этих характеристик выбрать
те, которые окажутся особенно важными для данной речи и которые оратор непременно должен
учесть при подготовке речи.
     Из объективных характеристик можно не учитывать те, которые не имеют значения для ос-
вещения данной темы (в нашем случае можно пренебречь, например, характеристиками по по-
лу, национальности и т. п.), а также теми, где оратор выступает в привычной для себя роли, уже
настроен на определенный тип слушателей и ему не нужно корректировать манеру речи.
     Так, если десятиклассник собирается выступать в своем классе, а учитель - перед своими
коллегами, нет надобности особо учитывать возраст и культурный уровень, поскольку они бу-
дут такие же, как у самого оратора, естественны для него. Вместе с тем отправляясь в третий
класс или на совет школы, десятиклассник должен будет подумать о коррекции своего выступ-
ления с учетом возраста и культурного уровня аудитории. Субъективная характеристика ауди-
тории обязательно должна быть учтена, если есть возможность просчитать ее заранее. Очень
важной характеристикой является количество слушателей (межличностное, групповое, публич-
ное, массовое общение).
     Для нашего случая особенно важными окажутся смутное представление слушателей о
предмете речи, негативное в целом отношение к предмету речи. Именно эти характеристики
оратор и должен будет учесть в своем выступлении. Как эта установка будет реализована? Оче-
видно, ему придется постараться связать предмет речи с интересами и вкусами слушателей, по-
казать важность предлагаемых знаний именно для них, сделать свою речь максимально яркой и
образной, использовать зацепляющие внимание крючки и т. д.
     Если старшеклассник собирается выступать на совете школы, то для него наиболее важным
окажется учет более старшего возраста и более высокого культурного уровня слушателей, офи-
циальной обстановки собрания, конструктивного отношения аудитории. Поэтому его речь не
может быть перегружена отступлениями и излишними украшениями, должна содержать кон-
кретное предложение и рациональную аргументацию его разумности.
     В процессе отработки умения учитывать аудиторию необходимо обратить внимание и на
такой важный момент, как отражение в речи выступающего образа аудитории. Что уже извест-
но слушателям по затронутому вопросу? Можно ли это включить в свою речь и повторить для
них снова? Очевидно, можно, если оратор понимает, что сообщает не совершенно новые факты,