Современная деловая риторика. Анисимова Т.В - 26 стр.

UptoLike

Рубрика: 

26
ловека, если вся его энергия уходит на то, чтобы разгадать намерение оратора. Ср., например,
вполне правильное начало речи Б.Е. Патона на II Съезде народных депутатов СССР, где про-
блема и задача речи сформулированы уже с первых слов: "Уважаемые товарищи депутаты!
Среди мер по оздоровлению экономики, разработанных правительством, важнейшими явля-
ются структурная перестройка экономики и переход к новой хозяйственной системе. Поэто-
му хочу выступить в поддержку предложенного правительством комплекса крупных меро-
приятий, нацеленных на кардинальное улучшение дел в социальной сфере..."
§17. Кроме задачи в целевую установку входит и сверхзадача речи. “Термин "сверхзадача"
ввел Станиславский в теорию театрального искусства, и означает он ту скрытую пружину дей-
ствия, которая, по замыслу режиссера, должна на протяжении всего спектакля удерживать эмо-
ции зрителей в русле режиссерского замысла. Сверхзадача в убеждающей речи - это тоже эле-
мент искусства. Без него стратегия речи будет направлена только на сознание, "головное" вос-
приятие слушателями позиции оратора.<...> Разумеется, на эмоции слушателей действует об-
щая стройность, убедительность доказательства, жесткость выводов. Однако чтобы побудить
людей пересмотреть не только свои взгляды, но и поведение, изменить способы действия, нуж-
на целенаправленная, сквозная, но очень хорошо скрытая от прямого восприятия сверхзадача,
специально рассчитанная на эмоции слушателей, воздействующая не только на сознание, но и
на подсознание.”[36, 24-25]
Таким образом, сверхзадача речи - это скрытая идея, которая внушается слушателям пу-
тем воздействия на их чувства и подсознание. Сверхзадача никогда не предъявляется открыто,
а прячется в подтексте. Ее содержание никак не связано с родом речи по цели и зависит только
от намерений говорящего. Поэтому возможны, например, случаи, когда оратор выступает с ин-
формационной речью (задача: "познакомить аудиторию с положением дел в профсоюзном дви-
жении"), но имеет при этом убеждающую сверхзадачу ("убедить слушателей в том, что проф-
союзное движение играет важную роль в современной общественной жизни") или даже побуж-
дающую ("побудить слушателей вступать в профсоюзы"). Такое положение нельзя квалифици-
ровать как наличие нескольких задач в речи. Ведь задача - это то, что декларируется и реализу-
ется в речи открыто - такая задача всегда одна. Сверхзадача - это то, что из ораторской предос-
торожности выступающий не навязывает прямо, а внушает косвенными средствами. Именно
таким образом можно оценить и пример, приводимый в указанной книге П. Сопера: если врач
выступает
перед молодыми мамами с речью о полиомиелите, то речь его и по цели, и по строю,
и по аргументам будет информационной (задача: рассказать женщинам о том, как можно пре-
дупредить это заболевание у детей). Вместе с тем в качестве сверхзадачи, в подтексте, конечно,
предполагается призыв соблюдать все необходимые меры профилактики.
Сверхзадача
есть не в каждом выступлении. Оратор может иметь, а может и не иметь наме-
рения реализовать в речи кроме объявленной задачи еще и скрытую от непосредственного вос-
приятия сверхзадачу. Ср., например, такую ситуацию. Идет собрание, на котором выбирают но-
вого председателя студсовета. Предлагается две кандидатуры: Михайлов и Петров. Первый
оратор выступает в поддержку Михайлова. Задача его речи определяется так: побудить аудито-
рию проголосовать именно за этого кандидата. При этом никакой сверхзадачи у него может и
не быть. Второй оратор выступает с опровержением первого и ставит своей задачей убедить
аудиторию в том, что Михайлов недостоин быть председателем студсовета. При этом вполне
может оказаться, что сверхзадача его речи - помочь Петрову одержать победу на выборах (хотя
имя этого кандидата ни разу не упоминается в самой речи).
Как показывают наблюдения, чаще всего в качестве сверхзадачи предлагаются следующие
идеи: а) укрепление своего имиджа в глазах слушателей; б) опорочивание или оправдание оп-
ределенного субъекта (или идеи) в глазах аудитории (формирование хорошего или плохого от-
ношения аудитории к этому субъекту); в) побуждение к определенному действию.
Первый из указанных типов сверхзадач встречается, например, в ситуации, когда оратор
выступает на нейтральную тему (например, о международном положении или об экономиче-
ском положении России), но стремится понравиться аудитории, привлечь внимание к своей
личности, показать себя компетентным, эрудированным и т. п., потому что он собирается бал-
                                                26
ловека, если вся его энергия уходит на то, чтобы разгадать намерение оратора. Ср., например,
вполне правильное начало речи Б.Е. Патона на II Съезде народных депутатов СССР, где про-
блема и задача речи сформулированы уже с первых слов: "Уважаемые товарищи депутаты!
Среди мер по оздоровлению экономики, разработанных правительством, важнейшими явля-
ются структурная перестройка экономики и переход к новой хозяйственной системе. Поэто-
му хочу выступить в поддержку предложенного правительством комплекса крупных меро-
приятий, нацеленных на кардинальное улучшение дел в социальной сфере..."

    §17. Кроме задачи в целевую установку входит и сверхзадача речи. “Термин "сверхзадача"
ввел Станиславский в теорию театрального искусства, и означает он ту скрытую пружину дей-
ствия, которая, по замыслу режиссера, должна на протяжении всего спектакля удерживать эмо-
ции зрителей в русле режиссерского замысла. Сверхзадача в убеждающей речи - это тоже эле-
мент искусства. Без него стратегия речи будет направлена только на сознание, "головное" вос-
приятие слушателями позиции оратора.<...> Разумеется, на эмоции слушателей действует об-
щая стройность, убедительность доказательства, жесткость выводов. Однако чтобы побудить
людей пересмотреть не только свои взгляды, но и поведение, изменить способы действия, нуж-
на целенаправленная, сквозная, но очень хорошо скрытая от прямого восприятия сверхзадача,
специально рассчитанная на эмоции слушателей, воздействующая не только на сознание, но и
на подсознание.”[36, 24-25]
    Таким образом, сверхзадача речи - это скрытая идея, которая внушается слушателям пу-
тем воздействия на их чувства и подсознание. Сверхзадача никогда не предъявляется открыто,
а прячется в подтексте. Ее содержание никак не связано с родом речи по цели и зависит только
от намерений говорящего. Поэтому возможны, например, случаи, когда оратор выступает с ин-
формационной речью (задача: "познакомить аудиторию с положением дел в профсоюзном дви-
жении"), но имеет при этом убеждающую сверхзадачу ("убедить слушателей в том, что проф-
союзное движение играет важную роль в современной общественной жизни") или даже побуж-
дающую ("побудить слушателей вступать в профсоюзы"). Такое положение нельзя квалифици-
ровать как наличие нескольких задач в речи. Ведь задача - это то, что декларируется и реализу-
ется в речи открыто - такая задача всегда одна. Сверхзадача - это то, что из ораторской предос-
торожности выступающий не навязывает прямо, а внушает косвенными средствами. Именно
таким образом можно оценить и пример, приводимый в указанной книге П. Сопера: если врач
выступает перед молодыми мамами с речью о полиомиелите, то речь его и по цели, и по строю,
и по аргументам будет информационной (задача: рассказать женщинам о том, как можно пре-
дупредить это заболевание у детей). Вместе с тем в качестве сверхзадачи, в подтексте, конечно,
предполагается призыв соблюдать все необходимые меры профилактики.
    Сверхзадача есть не в каждом выступлении. Оратор может иметь, а может и не иметь наме-
рения реализовать в речи кроме объявленной задачи еще и скрытую от непосредственного вос-
приятия сверхзадачу. Ср., например, такую ситуацию. Идет собрание, на котором выбирают но-
вого председателя студсовета. Предлагается две кандидатуры: Михайлов и Петров. Первый
оратор выступает в поддержку Михайлова. Задача его речи определяется так: побудить аудито-
рию проголосовать именно за этого кандидата. При этом никакой сверхзадачи у него может и
не быть. Второй оратор выступает с опровержением первого и ставит своей задачей убедить
аудиторию в том, что Михайлов недостоин быть председателем студсовета. При этом вполне
может оказаться, что сверхзадача его речи - помочь Петрову одержать победу на выборах (хотя
имя этого кандидата ни разу не упоминается в самой речи).
    Как показывают наблюдения, чаще всего в качестве сверхзадачи предлагаются следующие
идеи: а) укрепление своего имиджа в глазах слушателей; б) опорочивание или оправдание оп-
ределенного субъекта (или идеи) в глазах аудитории (формирование хорошего или плохого от-
ношения аудитории к этому субъекту); в) побуждение к определенному действию.
    Первый из указанных типов сверхзадач встречается, например, в ситуации, когда оратор
выступает на нейтральную тему (например, о международном положении или об экономиче-
ском положении России), но стремится понравиться аудитории, привлечь внимание к своей
личности, показать себя компетентным, эрудированным и т. п., потому что он собирается бал-