Современная деловая риторика. Анисимова Т.В - 33 стр.

UptoLike

Рубрика: 

33
себя обязательным бороться с монархией во имя Отчизны. Но таких людей было мало. Основ-
ная часть дворянства казалась вполне довольной жизнью, посещала балы, предавалась веселью
и праздности. Этих людей не интересовала жизнь народа, тяжелое положение крестьянства.
А ведь именно крестьяне создавали все материальные ценности России.
В заключение обратим внимание на различия, наблюдающиеся в использовании термина
"тезис" в логике и риторике. Как мы видели, риторика трактует "тезис" как основную мысль ре-
чи. В каждой речи может быть только одна такая мысль, и следовательно, только один тезис.
Логика понимает тезис как "мысль, нуждающуюся в доказательстве". Понятно, что в речи мо-
жет быть много таких мыслей, которые кажутся автору важными и которые он берется обосно-
вывать, доказывать. Именно этому пониманию термина мы обязаны жанром "тезисы", в кото-
ром и предполагается выписывание важных мыслей произведения. Это противоречие приводит
ко многим неудобствам и путанице понятий. Однако каждая наука имеет право на свою терми-
нологическую систему и со случаями неодинакового толкования термина разными науками
приходится мириться. Важно только помнить об этих различиях и не подменять риторическое
понятие "тезис" логическим в рамках риторического анализа.
§21. Итак, тезис речи определен, и теперь ясно, что именно скажет выступающий. Если
речь совсем маленькая по объему, этим можно и ограничиться. Однако если речь не сводится к
простой реплике, и в ней предполагается раскрыть несколько взаимосвязанных мыслей, то не-
обходимо еще одно действие, которое называется делением тезиса на смысловые части. Эта ра-
бота позволяет выявить взаимосвязь и соотношение идей, придать речи стройную форму.
В советской риторической традиции, описанной в учебниках и учебных пособиях по ора-
торскому искусству, это действие чаще всего сводилось к составлению обычного плана речи в
соответствии с требованиями формальной логики. Ср., например: "Важнейшим рабочим доку-
ментом, в котором развертывается логическая структура речи, является план. При этом, чем
больше идей, мыслей и фактов в распоряжении оратора, тем более важна четкая логическая ор-
ганизация материала, тщательно разработанный план.<...> План разбивается на разделы, под-
разделы, пункты, однако он не должен быть слишком дробным: большое количество разделов и
подразделов делает речь трудно обозримой, перегружает внимание и память слушающих, кото-
рые часто не могут уловить тех связей, которые имеет в виду автор."[76, 92]
Соглашаясь в целом с мыслью автора о том, что необходимо предварительно проектиро-
вать речь, разрабатывать ее структуру, хотим добавить, что эта работа не должна основываться
исключительно на правилах формальной логики, опыт этой дисциплины должен переосмысли-
ваться в соответствии с задачами построения речи, приобретать риторический смысл. Часто
даже полное соблюдение логических правил деления не приводит к
созданию хорошего кон-
спекта, поскольку риторика имеет дело с весьма специфическим объектом деления.
Указания на особенности деления понятия для создания речи встречаем уже в старых рито-
риках. Ср., например: "Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтобы одна
мысль содержала в себе, так сказать, семя другой <...> Все
сходные образы вещей связаны в
мозгу известным сцеплением, а посему, как скоро один из них подвинется или оживится, в то
же мгновение все зависящие от него приемлют движение или оживляются. Сие сообщение или
игра понятий представляет душе приятное зрелище: ее внимание с легкостью переходит от од-
ного предмета к другому, ибо все они повешены, так сказать, на одной нити. В мгновение ока
она озирает их тысячи, ибо все они по тайной связи с первым движутся с непонятной быстро-
той. Таким образом, одно занимает ее без усталости, а другое дает ей выгодное понятие о про-
странстве ее способностей, и все вместе ее ласкает. Но, как скоро понятия будут разнородные,
их образы не будут лежать близко и связь между ними будет не столь крепка и естественна.
Душа должна на каждое взирать особенно. Она должна рассыпать внимание свое во все сторо-
ны, переходы от одного предмета к другому для нее трудны, ее внимание не будет переходить
само собой, его надобно будет влечь насильно. Сумма собранных понятий будет не столь вели-
ка, чтобы заплатить ей за сей труд, а все насильное не может быть не противно <...> Умы рез-
вые, бросающиеся из одной мысли в другую! Вы должны сии правила при каждом сочинении
приводить себе на память, вы должны удерживать, сколько можно, стремительный свой бег и
                                              33
себя обязательным бороться с монархией во имя Отчизны. Но таких людей было мало. Основ-
ная часть дворянства казалась вполне довольной жизнью, посещала балы, предавалась веселью
и праздности. Этих людей не интересовала жизнь народа, тяжелое положение крестьянства.
А ведь именно крестьяне создавали все материальные ценности России.
    В заключение обратим внимание на различия, наблюдающиеся в использовании термина
"тезис" в логике и риторике. Как мы видели, риторика трактует "тезис" как основную мысль ре-
чи. В каждой речи может быть только одна такая мысль, и следовательно, только один тезис.
Логика понимает тезис как "мысль, нуждающуюся в доказательстве". Понятно, что в речи мо-
жет быть много таких мыслей, которые кажутся автору важными и которые он берется обосно-
вывать, доказывать. Именно этому пониманию термина мы обязаны жанром "тезисы", в кото-
ром и предполагается выписывание важных мыслей произведения. Это противоречие приводит
ко многим неудобствам и путанице понятий. Однако каждая наука имеет право на свою терми-
нологическую систему и со случаями неодинакового толкования термина разными науками
приходится мириться. Важно только помнить об этих различиях и не подменять риторическое
понятие "тезис" логическим в рамках риторического анализа.

     §21. Итак, тезис речи определен, и теперь ясно, что именно скажет выступающий. Если
речь совсем маленькая по объему, этим можно и ограничиться. Однако если речь не сводится к
простой реплике, и в ней предполагается раскрыть несколько взаимосвязанных мыслей, то не-
обходимо еще одно действие, которое называется делением тезиса на смысловые части. Эта ра-
бота позволяет выявить взаимосвязь и соотношение идей, придать речи стройную форму.
     В советской риторической традиции, описанной в учебниках и учебных пособиях по ора-
торскому искусству, это действие чаще всего сводилось к составлению обычного плана речи в
соответствии с требованиями формальной логики. Ср., например: "Важнейшим рабочим доку-
ментом, в котором развертывается логическая структура речи, является план. При этом, чем
больше идей, мыслей и фактов в распоряжении оратора, тем более важна четкая логическая ор-
ганизация материала, тщательно разработанный план.<...> План разбивается на разделы, под-
разделы, пункты, однако он не должен быть слишком дробным: большое количество разделов и
подразделов делает речь трудно обозримой, перегружает внимание и память слушающих, кото-
рые часто не могут уловить тех связей, которые имеет в виду автор."[76, 92]
     Соглашаясь в целом с мыслью автора о том, что необходимо предварительно проектиро-
вать речь, разрабатывать ее структуру, хотим добавить, что эта работа не должна основываться
исключительно на правилах формальной логики, опыт этой дисциплины должен переосмысли-
ваться в соответствии с задачами построения речи, приобретать риторический смысл. Часто
даже полное соблюдение логических правил деления не приводит к созданию хорошего кон-
спекта, поскольку риторика имеет дело с весьма специфическим объектом деления.
     Указания на особенности деления понятия для создания речи встречаем уже в старых рито-
риках. Ср., например: "Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтобы одна
мысль содержала в себе, так сказать, семя другой <...> Все сходные образы вещей связаны в
мозгу известным сцеплением, а посему, как скоро один из них подвинется или оживится, в то
же мгновение все зависящие от него приемлют движение или оживляются. Сие сообщение или
игра понятий представляет душе приятное зрелище: ее внимание с легкостью переходит от од-
ного предмета к другому, ибо все они повешены, так сказать, на одной нити. В мгновение ока
она озирает их тысячи, ибо все они по тайной связи с первым движутся с непонятной быстро-
той. Таким образом, одно занимает ее без усталости, а другое дает ей выгодное понятие о про-
странстве ее способностей, и все вместе ее ласкает. Но, как скоро понятия будут разнородные,
их образы не будут лежать близко и связь между ними будет не столь крепка и естественна.
Душа должна на каждое взирать особенно. Она должна рассыпать внимание свое во все сторо-
ны, переходы от одного предмета к другому для нее трудны, ее внимание не будет переходить
само собой, его надобно будет влечь насильно. Сумма собранных понятий будет не столь вели-
ка, чтобы заплатить ей за сей труд, а все насильное не может быть не противно <...> Умы рез-
вые, бросающиеся из одной мысли в другую! Вы должны сии правила при каждом сочинении
приводить себе на память, вы должны удерживать, сколько можно, стремительный свой бег и