Современная деловая риторика. Анисимова Т.В - 44 стр.

UptoLike

Рубрика: 

44
1. Господа! Сегодня мы переходим к новой теме "Роль этикета в жизни общества". Но пре-
жде чем мы рассмотрим первый вопрос, я хотел бы остановиться на значении самого термина
"этикет". Слово этикет - французского происхождения, и в переводе означаетярлык, этикетка
ицеремониал’, т.е. порядок поведения на определенных церемониях. В русский язык это слово
вошло в XVIII веке, когда складывался придворный быт абсолютной монархии, устанавлива-
лись широкие политические и культурные связи России с другими государствами. В XVIII веке
под этикетом понимался лишь свод правил поведения, принятых при дворах монархов. Однако
жизнь потребовала более широкого толкования этого термина. В настоящее время, как свиде-
тельствует Академический словарь русского языка, под этикетом понимается "установленный
порядок поведения, формы обхождения в каком-либо обществе". Правда, в советское время
значение слова этикет было неоправданно сужено, им определяли только культуру поведения в
дипломатических сферах или очень официальной обстановке. Однако сейчас постепенно про-
исходит возвращение к значению, указанному в Академическом словаре, осознание того, что
этикет - не буржуазный предрассудок, а способ внешнего оформления отношений между людь-
ми. (Устная речь)
2. Уважаемые коллеги! Я думаю, что пришла пора всерьез поговорить о том, какой вклад
мы можем внести в повышение культуры общения наших сограждан. Задумывались ли вы о
том, учат ли общению будущих продавцов или, скажем, медсестер? А будущих должностных
лиц или общественных деятелей, которые поведут прием граждан и будут беседовать с ними по
разным, часто жизненно важным вопросам? Нет! Поэтому совершенно необходимо начать
срочно широкое, массовое обучение людей тем аспектам и направлениям в языкознании, кото-
рые уже имеют более или менее надежную научную базу, - культуре речи, риторике, теории
общения. Необходимо продолжить научные поиски с участием специалистов разных областей
знания, нужно создавать учебники по теории общения, как общие, так и ориентированные на
студентов различных специальностей, в структуре деятельности которых общение - непремен-
ный элемент. Это врачи, юристы, чиновники, журналисты, учителя, продавцы, да и вообще ра-
ботники всей широкой сферы обслуживания. В этой большой работе филфак МГПИ не может
остаться в стороне. Наш огромный научный потенциал и педагогический опыт явятся хорошей
гарантией высокого качества продукции, которую мы создадим. Поэтому я считаю, что мы
должны немедленно включиться в эту важную работу и разработать свой вариант программы и
учебника. Мы не можем оставаться в стороне! (Устная речь)
3. Ребята! Есть много книг о "хороших манерах". Эти книги объясняют, как держать себя в
обществе, в гостях и дома, как говорить и как одеваться. Но люди обычно мало черпают из этих
книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется,
зачем нужны хорошие манеры. А ведь в основе хороших манер лежит одна забота - о том, что-
бы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Поэтому надо не
запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимо уважительно относиться к другим. И
тогда манеры сами придут к вам, придет память на правила хорошего поведения, желание и
умение применять их. (Д.С. Лихачев)
4. Дорогие друзья! Сегодня начинаются занятия в нашей школе хороших манер. Попытки
раскрыть смысл, который вкладывается в понятие "хорошие манеры", предпринимались не
единожды. Однако сделать это, несмотря на кажущуюся простоту, оказалось нелегко. По мне-
нию Дж. Свифта, "хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит
в неловкое положение". Петр I считал, что воспитанного человека украшают три добродетели:
приветливость, смирение и учтивость. Порой определения давались в шуточной форме. Напри-
мер, англичане считали, что джентльменом можно назвать человека, который никогда не делает
что-либо плохое не нарочно. Но как бы ни определялось слово "этикет", суть этого понятия вот
уже два века остается неизменной: вступая между собой в личный контакт, люди должны уметь
вести себя естественно и тактично. Это умение не приходит само собой. Ему надо учиться. И
вот открывая новый учебный год, мы надеемся, что вы станете по-настоящему воспитанными,
вежливыми людьми, овладеете всеми премудростями этикета и сможете свободно чувствовать
себя в любом обществе. (Устная речь)
                                              44
    1. Господа! Сегодня мы переходим к новой теме "Роль этикета в жизни общества". Но пре-
жде чем мы рассмотрим первый вопрос, я хотел бы остановиться на значении самого термина
"этикет". Слово этикет - французского происхождения, и в переводе означает ‘ярлык, этикетка’
и ‘церемониал’, т.е. порядок поведения на определенных церемониях. В русский язык это слово
вошло в XVIII веке, когда складывался придворный быт абсолютной монархии, устанавлива-
лись широкие политические и культурные связи России с другими государствами. В XVIII веке
под этикетом понимался лишь свод правил поведения, принятых при дворах монархов. Однако
жизнь потребовала более широкого толкования этого термина. В настоящее время, как свиде-
тельствует Академический словарь русского языка, под этикетом понимается "установленный
порядок поведения, формы обхождения в каком-либо обществе". Правда, в советское время
значение слова этикет было неоправданно сужено, им определяли только культуру поведения в
дипломатических сферах или очень официальной обстановке. Однако сейчас постепенно про-
исходит возвращение к значению, указанному в Академическом словаре, осознание того, что
этикет - не буржуазный предрассудок, а способ внешнего оформления отношений между людь-
ми. (Устная речь)
    2. Уважаемые коллеги! Я думаю, что пришла пора всерьез поговорить о том, какой вклад
мы можем внести в повышение культуры общения наших сограждан. Задумывались ли вы о
том, учат ли общению будущих продавцов или, скажем, медсестер? А будущих должностных
лиц или общественных деятелей, которые поведут прием граждан и будут беседовать с ними по
разным, часто жизненно важным вопросам? Нет! Поэтому совершенно необходимо начать
срочно широкое, массовое обучение людей тем аспектам и направлениям в языкознании, кото-
рые уже имеют более или менее надежную научную базу, - культуре речи, риторике, теории
общения. Необходимо продолжить научные поиски с участием специалистов разных областей
знания, нужно создавать учебники по теории общения, как общие, так и ориентированные на
студентов различных специальностей, в структуре деятельности которых общение - непремен-
ный элемент. Это врачи, юристы, чиновники, журналисты, учителя, продавцы, да и вообще ра-
ботники всей широкой сферы обслуживания. В этой большой работе филфак МГПИ не может
остаться в стороне. Наш огромный научный потенциал и педагогический опыт явятся хорошей
гарантией высокого качества продукции, которую мы создадим. Поэтому я считаю, что мы
должны немедленно включиться в эту важную работу и разработать свой вариант программы и
учебника. Мы не можем оставаться в стороне! (Устная речь)
    3. Ребята! Есть много книг о "хороших манерах". Эти книги объясняют, как держать себя в
обществе, в гостях и дома, как говорить и как одеваться. Но люди обычно мало черпают из этих
книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется,
зачем нужны хорошие манеры. А ведь в основе хороших манер лежит одна забота - о том, что-
бы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Поэтому надо не
запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимо уважительно относиться к другим. И
тогда манеры сами придут к вам, придет память на правила хорошего поведения, желание и
умение применять их. (Д.С. Лихачев)
    4. Дорогие друзья! Сегодня начинаются занятия в нашей школе хороших манер. Попытки
раскрыть смысл, который вкладывается в понятие "хорошие манеры", предпринимались не
единожды. Однако сделать это, несмотря на кажущуюся простоту, оказалось нелегко. По мне-
нию Дж. Свифта, "хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит
в неловкое положение". Петр I считал, что воспитанного человека украшают три добродетели:
приветливость, смирение и учтивость. Порой определения давались в шуточной форме. Напри-
мер, англичане считали, что джентльменом можно назвать человека, который никогда не делает
что-либо плохое не нарочно. Но как бы ни определялось слово "этикет", суть этого понятия вот
уже два века остается неизменной: вступая между собой в личный контакт, люди должны уметь
вести себя естественно и тактично. Это умение не приходит само собой. Ему надо учиться. И
вот открывая новый учебный год, мы надеемся, что вы станете по-настоящему воспитанными,
вежливыми людьми, овладеете всеми премудростями этикета и сможете свободно чувствовать
себя в любом обществе. (Устная речь)