ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
7
лишь пагубно и никогда не приносит пользы. Поэтому, если человек, забыв о мудрости и долге,
отбросив и чувство чести и доблесть, станет заботиться лишь об изучении красноречия, такой
гражданин не добьется ничего для себя, а для родины окажется вредоносным; если же воору-
жится он красноречием для того, чтобы защищать интересы государства, а не чтобы на них на-
падать, тогда станет полезен и себе, и своим близким, и разумным начинаниям в своем отечест-
ве, и заслужит любовь сограждан."[107, 52]
Этот аспект, на самом деле, чрезвычайно важен и потребовал описания личностной пара-
дигмы оратора, в которой определялись бы основные составляющие ораторской деятельности.
Она включает этос, логос и пафос оратора. "Этос, логос и пафос существуют в лю-
бой публичной речи и являются ее объективными свойствами. Оратор вольно или невольно
проявит в своей речи нрав, который будет импонировать аудитории или вызовет недоверие. Он
обязательно приведет факты и рассуждения, которые убедят или будут оценены скептически.
Речь непременно вызовет у слушателей чувства, благоприятные или препятствующие целям
выступающего."[20, 6] Таким образом, этос - это нравственная (этическая) основа речи; логос -
это идея, содержательная (логическая) сторона речи; пафос - это средства воздействия на ауди-
торию (психологическая сторона речи). Вот что пишет об изучении этих категорий в общей и
частной риторике А.А. Волков. Об этосе: "В общей риторике изучаются условия этической
оценки образа ритора аудиторией по результатам речи. Смысловые позиции этой оценки, так
называемые ораторские нравы, означают одновременно и нравственные задачи, которые ритор
ставит перед собой"; о логосе: "В частной риторике изучаются приемы аргументации, свойст-
венные конкретным видам словесности, например, аргументация богословская, юридическая,
естественнонаучная, историческая. В общей риторике изучается метод построения аргумента-
ции в любых видах слова"; о пафосе: "Эмоции, которые ритор формирует в аудитории и эмо-
циональный образ речи взаимосвязаны. Они по-разному проявляются в конкретных формах
словесности, но и роман, и философский трактат, и ораторская речь, и проповедь могут быть
выдержаны в сентиментальном, романтическом, героическом духе и вызвать различные рито-
рические эмоции - гнева, сострадания, патриотизма, солидарности и т. д. Но сентиментальная
речь не может побудить аудиторию к решительным действиям, а героический пафос не способ-
ствует состраданию к ближнему. Это значит, что в общей риторике изучаются технические
приемы создания литературного пафоса и риторических эмоций."[18, 17-18]
Описанию особенностей логоса и пафоса посвящен фактически весь раздел "Изобретение
речи", поэтому остановимся здесь более подробно только на этосе.
Возвращаясь к рассуждению Цицерона, отметим, что из опасения обучить безнравственных
людей способам воздействия на аудиторию, иногда призывают отказаться вообще от идеи пре-
подавания риторики. С этим нельзя согласиться, потому что безнравственный оратор может
ведь обучиться риторике и самостоятельно, а широкая аудитория в этом случае будет лишена
возможности правильно оценить степень спекулятивности средств, применяемых говорящим.
Наоборот, только широкое обучение риторике, воспитание сознательных слушателей может
привести к нейтрализации безнравственных ораторов, к уменьшению степени их воздействия
на аудиторию.
Основной критерий отличия нравственного оратора указал Н.Ф. Кошанский
: "Красноречие
всегда имеет три признака: силу чувств, убедительность и желание общего блага. Первые два
могут быть и в красноречии мнимом; последний существенно отличает истинное красноре-
чие."[47, 11] Таким образом, именно стремление к общему благу определяет оценку нравствен-
но-ценностной ориентации оратора (этоса), которая проявляется во всем: в выборе темы речи,
определении задачи общения, в предмете выступления, в отборе средств аргументации, в атмо-
сфере встречи и т. п. Даже употребление приемов, которые логика считает софизмами, как мы
увидим дальше, может принимать как спекулятивную, так и допустимую форму в зависимости
от нравственной ориентации оратора. Через этос осуществляется воздействие внутреннего мира
говорящего на внутренний мир слушателей.
§5. Итак, целью риторической деятельности является создание публичного высказывания,
призванного воздействовать на аудиторию.
7 лишь пагубно и никогда не приносит пользы. Поэтому, если человек, забыв о мудрости и долге, отбросив и чувство чести и доблесть, станет заботиться лишь об изучении красноречия, такой гражданин не добьется ничего для себя, а для родины окажется вредоносным; если же воору- жится он красноречием для того, чтобы защищать интересы государства, а не чтобы на них на- падать, тогда станет полезен и себе, и своим близким, и разумным начинаниям в своем отечест- ве, и заслужит любовь сограждан."[107, 52] Этот аспект, на самом деле, чрезвычайно важен и потребовал описания личностной пара- дигмы оратора, в которой определялись бы основные составляющие ораторской деятельности. Она включает э т о с , л о г о с и п а ф о с оратора. "Этос, логос и пафос существуют в лю- бой публичной речи и являются ее объективными свойствами. Оратор вольно или невольно проявит в своей речи нрав, который будет импонировать аудитории или вызовет недоверие. Он обязательно приведет факты и рассуждения, которые убедят или будут оценены скептически. Речь непременно вызовет у слушателей чувства, благоприятные или препятствующие целям выступающего."[20, 6] Таким образом, этос - это нравственная (этическая) основа речи; логос - это идея, содержательная (логическая) сторона речи; пафос - это средства воздействия на ауди- торию (психологическая сторона речи). Вот что пишет об изучении этих категорий в общей и частной риторике А.А. Волков. Об этосе: "В общей риторике изучаются условия этической оценки образа ритора аудиторией по результатам речи. Смысловые позиции этой оценки, так называемые ораторские нравы, означают одновременно и нравственные задачи, которые ритор ставит перед собой"; о логосе: "В частной риторике изучаются приемы аргументации, свойст- венные конкретным видам словесности, например, аргументация богословская, юридическая, естественнонаучная, историческая. В общей риторике изучается метод построения аргумента- ции в любых видах слова"; о пафосе: "Эмоции, которые ритор формирует в аудитории и эмо- циональный образ речи взаимосвязаны. Они по-разному проявляются в конкретных формах словесности, но и роман, и философский трактат, и ораторская речь, и проповедь могут быть выдержаны в сентиментальном, романтическом, героическом духе и вызвать различные рито- рические эмоции - гнева, сострадания, патриотизма, солидарности и т. д. Но сентиментальная речь не может побудить аудиторию к решительным действиям, а героический пафос не способ- ствует состраданию к ближнему. Это значит, что в общей риторике изучаются технические приемы создания литературного пафоса и риторических эмоций."[18, 17-18] Описанию особенностей логоса и пафоса посвящен фактически весь раздел "Изобретение речи", поэтому остановимся здесь более подробно только на этосе. Возвращаясь к рассуждению Цицерона, отметим, что из опасения обучить безнравственных людей способам воздействия на аудиторию, иногда призывают отказаться вообще от идеи пре- подавания риторики. С этим нельзя согласиться, потому что безнравственный оратор может ведь обучиться риторике и самостоятельно, а широкая аудитория в этом случае будет лишена возможности правильно оценить степень спекулятивности средств, применяемых говорящим. Наоборот, только широкое обучение риторике, воспитание сознательных слушателей может привести к нейтрализации безнравственных ораторов, к уменьшению степени их воздействия на аудиторию. Основной критерий отличия нравственного оратора указал Н.Ф. Кошанский: "Красноречие всегда имеет три признака: силу чувств, убедительность и желание общего блага. Первые два могут быть и в красноречии мнимом; последний существенно отличает истинное красноре- чие."[47, 11] Таким образом, именно стремление к общему благу определяет оценку нравствен- но-ценностной ориентации оратора (этоса), которая проявляется во всем: в выборе темы речи, определении задачи общения, в предмете выступления, в отборе средств аргументации, в атмо- сфере встречи и т. п. Даже употребление приемов, которые логика считает софизмами, как мы увидим дальше, может принимать как спекулятивную, так и допустимую форму в зависимости от нравственной ориентации оратора. Через этос осуществляется воздействие внутреннего мира говорящего на внутренний мир слушателей. §5. Итак, целью риторической деятельности является создание публичного высказывания, призванного воздействовать на аудиторию.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »