Современная деловая риторика. Анисимова Т.В - 9 стр.

UptoLike

Рубрика: 

9
демик-президент Трофим Денисович Лысенко, история биологии - это арена идеологической
борьбы. Два мира, - учит он, - это две идеологии в биологии. Столкновение материалистиче-
ского и идеалистического мировоззрения в биологической науке имело место на протяжении
всей истории. Особенно же резко эти направления определились в эпоху борьбы двух миров".
Часам к двум ночи доклад был готов."
Чем может закончиться такое создание речи видно из того же романа: "Ректор показался
над трибуной, разложил бумаги. "Товарищи! - глуховатым голосом начал он, глядя в текст. -
История биологии - это арена идеологической борьбы. Это слова нашего выдающегося прези-
дента Трофима Денисовича Лысенко. Два мира - это две идеологии в биологии. На протяже-
нии всей истории биологической науки сталкивались на этом поле материалистическое и
идеалистическое мировоззрения..." Федор Иванович радостно поднял брови. Похоже, что рек-
тор составлял свой доклад таким же способом, как и они с Цвяхом. И по тем же источникам.
Василий Степанович в президиуме оторопело смотрел на докладчика, тер затылок..."
Что же нужно делать, чтобы не оказаться в положении персонажа этого романа? Прежде
всего в рамках общей темы собрания или ситуации, в которой предстоит выступать, начинаем
определять предмет и концепцию своего выступления.
Если, например, на профсоюзном собрании института речь ваша будет иметь такой вид:
"Библиотека открывается поздно, поэтому студентам второй смены неудобно ею пользо-
ваться. В столовой стали невкусно и однообразно готовить. А сторожа вообще давно пора
уволить: по утрам аудитории закрыты и ключей не найдешь", то ясно, что она не достигнет
цели: простое перечисление проблем не дает никакого эффекта. Чтобы этого не случилось,
нужно строго соблюдать определенную последовательность процедур создания замысла речи.
Процесс создания речи начинается с вопросов, которые оратор задает себе с тем, чтобы оп-
ределить 1) интересы аудитории и 2) интересы и возможности оратора. На пересечении этих
двух линий и в рамках ситуации будет находиться предмет будущего выступления. (Что более
актуально для института: улучшить работу библиотеки, навести порядок в столовой, решить
проблему с ключами? Что из этого больше всего волнует меня? В чем я в наибольшей степени
смогу помочь разобраться аудитории?)
Вот, например, как советует уточнять предмет речи Д. Карнеги: "Задавайте самому себе
всевозможные вопросы по данному поводу. Если, например, вам предстоит говорить о разводе,
спросите себя, что является причиной развода? Каковы его экономические и социальные по-
следствия? Как можно бороться с этим злом? Следует ли нам иметь единообразные законы о
разводе? Почему? Нужны ли вообще законы о разводе? Следует ли исключить возможность
развода? Или затруднить его? Или облегчить? Предположим, вам нужно высказаться о том, по-
чему вы изучаете ораторское искусство. В этом случае следует задать себе такие вопросы. В
чем мои трудности? Чего я рассчитываю достичь? Приходилось ли мне говорить публично? Ко-
гда именно? Где? Как это было? Почему я думаю, что эти занятия полезны для делового чело-
века? Знаю ли я мужчин и женщин, которые продвигаются в коммерческой или политической
сфере главным образом благодаря уверенности в себе, самообладанию, способности говорить
убедительно? Знаю ли я других людей, которые, вероятно, никогда не достигнут существенных
успехов из-за отсутствия этих важных качеств? Будьте искренни."[42, 313]
Постановка таких вопросов помогает выявить проблему, подлежащую обсуждению в речи.
"Проблема представляет собой положение, содержание которого отражает важную практиче-
скую или теоретическую задачу, требующую исследования, разрешения. <...> Если проблема
выделена правильно, последующий ход изобретения будет ясным и органичным; если она по-
ставлена неправильно или неопределенно, разработка аргументации осложнится, а выступление
утратит убедительность."[20, 24-26]
Таким образом, изучив со всех сторон предполагаемую проблему, выбираем в ее рамках
предмет будущей речи - конкретный фрагмент, подлежащий обсуждению. Так если предпола-
гается рассмотреть проблему возрождения детских политических и общественных организаций,
то предметом речи могут оказаться формы работы современных комсомольских организаций,
скаутское движение в России, неполитические объединения детей в нашем городе и т. п. Затем
исследуем себя, свое отношение к предполагаемому предмету речи, ищем ответы на поставлен-
                                               9
демик-президент Трофим Денисович Лысенко, история биологии - это арена идеологической
борьбы. Два мира, - учит он, - это две идеологии в биологии. Столкновение материалистиче-
ского и идеалистического мировоззрения в биологической науке имело место на протяжении
всей истории. Особенно же резко эти направления определились в эпоху борьбы двух миров".
Часам к двум ночи доклад был готов."
    Чем может закончиться такое создание речи видно из того же романа: "Ректор показался
над трибуной, разложил бумаги. "Товарищи! - глуховатым голосом начал он, глядя в текст. -
История биологии - это арена идеологической борьбы. Это слова нашего выдающегося прези-
дента Трофима Денисовича Лысенко. Два мира - это две идеологии в биологии. На протяже-
нии всей истории биологической науки сталкивались на этом поле материалистическое и
идеалистическое мировоззрения..." Федор Иванович радостно поднял брови. Похоже, что рек-
тор составлял свой доклад таким же способом, как и они с Цвяхом. И по тем же источникам.
Василий Степанович в президиуме оторопело смотрел на докладчика, тер затылок..."
    Что же нужно делать, чтобы не оказаться в положении персонажа этого романа? Прежде
всего в рамках общей темы собрания или ситуации, в которой предстоит выступать, начинаем
определять п р е д м е т и к о н ц е п ц и ю своего выступления.
    Если, например, на профсоюзном собрании института речь ваша будет иметь такой вид:
"Библиотека открывается поздно, поэтому студентам второй смены неудобно ею пользо-
ваться. В столовой стали невкусно и однообразно готовить. А сторожа вообще давно пора
уволить: по утрам аудитории закрыты и ключей не найдешь", то ясно, что она не достигнет
цели: простое перечисление проблем не дает никакого эффекта. Чтобы этого не случилось,
нужно строго соблюдать определенную последовательность процедур создания замысла речи.
    Процесс создания речи начинается с вопросов, которые оратор задает себе с тем, чтобы оп-
ределить 1) интересы аудитории и 2) интересы и возможности оратора. На пересечении этих
двух линий и в рамках ситуации будет находиться предмет будущего выступления. (Что более
актуально для института: улучшить работу библиотеки, навести порядок в столовой, решить
проблему с ключами? Что из этого больше всего волнует меня? В чем я в наибольшей степени
смогу помочь разобраться аудитории?)
    Вот, например, как советует уточнять предмет речи Д. Карнеги: "Задавайте самому себе
всевозможные вопросы по данному поводу. Если, например, вам предстоит говорить о разводе,
спросите себя, что является причиной развода? Каковы его экономические и социальные по-
следствия? Как можно бороться с этим злом? Следует ли нам иметь единообразные законы о
разводе? Почему? Нужны ли вообще законы о разводе? Следует ли исключить возможность
развода? Или затруднить его? Или облегчить? Предположим, вам нужно высказаться о том, по-
чему вы изучаете ораторское искусство. В этом случае следует задать себе такие вопросы. В
чем мои трудности? Чего я рассчитываю достичь? Приходилось ли мне говорить публично? Ко-
гда именно? Где? Как это было? Почему я думаю, что эти занятия полезны для делового чело-
века? Знаю ли я мужчин и женщин, которые продвигаются в коммерческой или политической
сфере главным образом благодаря уверенности в себе, самообладанию, способности говорить
убедительно? Знаю ли я других людей, которые, вероятно, никогда не достигнут существенных
успехов из-за отсутствия этих важных качеств? Будьте искренни."[42, 313]
    Постановка таких вопросов помогает выявить проблему, подлежащую обсуждению в речи.
"Проблема представляет собой положение, содержание которого отражает важную практиче-
скую или теоретическую задачу, требующую исследования, разрешения. <...> Если проблема
выделена правильно, последующий ход изобретения будет ясным и органичным; если она по-
ставлена неправильно или неопределенно, разработка аргументации осложнится, а выступление
утратит убедительность."[20, 24-26]
    Таким образом, изучив со всех сторон предполагаемую проблему, выбираем в ее рамках
предмет будущей речи - конкретный фрагмент, подлежащий обсуждению. Так если предпола-
гается рассмотреть проблему возрождения детских политических и общественных организаций,
то предметом речи могут оказаться формы работы современных комсомольских организаций,
скаутское движение в России, неполитические объединения детей в нашем городе и т. п. Затем
исследуем себя, свое отношение к предполагаемому предмету речи, ищем ответы на поставлен-