Историческая грамматика русского языка. Часть 1. Авдеева М.Т - 9 стр.

UptoLike

Рубрика: 

17
ве, а также в Мстиславле и Витебске (Беларусь). Однако они не так много-
численны, иногда единичны, так как найдены случайно при выполнении
каких-либо земляных работ. Тем не менее, в сумме эти находки свидетель-
ствуют о широком распространении грамотности по всей Руси.
Как полагает акад. В. Л. Янин, возглавивший новгородскую археоло-
гическую экспедицию, об этом же свидетельствует и форма писал (орудий
письма): один конец острый, на другомлопаточка. Очевидно, дети сна-
чала учились писать по воску (лопаточкой можно было «стирать» ненуж-
ную запись и снова писать), на так называемых церахдеревянных до-
щечках, покрытых воском. В Новгороде, в слоях от XI–XIV вв., их найдено
около полутора десятков. Летом 2000 г. в слоях X и XI вв. найдена целая
деревянная книгатриптих. Ценность ее в том, что она, как полагают
ученые, на 25–30 лет старше считавшегося до этого древнейшим Остроми-
рова евангелия 1056–1057 гг. Поскольку письму и чтению учились, как
правило, по Псалтыри, не удивительно, что тексты на этой цере представ-
ляют собой псалмы.
Грамота 9
1 отъ гост#ты къ васильви • ~же ми отьць да#
лъ и роди съда#ли а то за нимь а нынh во
д# новоую женоу а мънh не въдасть ничь
то же избивъ роукы поустилъ же м# а иноу
5 ю по#лъ доеди добрh сътвор#
Примечание
Грамота датируется концом XI – началом XII вв. Содержит жалобу
на то, что муж отдал предпочтение другой (возможно, незаконной) жене, и
просьбу о заступничестве. Обращают на себя внимание начало и конец
грамоты как традиционные формы письменного этикета.
18
В ходе лингвистического анализа следует отметить 1) следы утраты но-
совых звуков, 2) правильное отражение редуцированных звуков, 3) древней
твердости заднеязычных и 4) написание этимологически верного ятя. Из
грамматических форм наиболее показательно употребление «русского» пер-
фекта (без связки), энклитических форм местоимений и следы взаимодействия
скл. на *ǒ, jǒ и скл. на *ŭ.
К переводу
нзбивъ роукы вероятно, означало условную формулу расторжения дого-
вора (здесьбрачного); ср. сохранившуюся до наших дней традицию раз-
бивать руки, сомкнутые в подтверждение заключенного пари
поуститн прогнать, отказаться от брачного сожития
Надпись на чаре Володимира Давыдовича
до 1151г.
А се чара кн# володимерова давыдовча
кто из нее пь тому на здоровье, а хвала бога [и]
своего wсподар# великого кн#.
Надпись на кресте Евфросинии Полоцкой
1161г.
1. Въ лh
т
•‚s•‚их•k•f • покладаеть wфросинь#
чьстьныи крстъвъ манастыри сво~мъвъ
црькви стго спасачьстно~ дрhвобесцhньно
~стьа ковань~ егозлото и серебро и камhнь~.
и жьнчюгъвъргривнъ... да нh изнесhть с#
5. из манастыр# никогда же...
ве, а также в Мстиславле и Витебске (Беларусь). Однако они не так много-         В ходе лингвистического анализа следует отметить 1) следы утраты но-
численны, иногда единичны, так как найдены случайно при выполнении         совых звуков, 2) правильное отражение редуцированных звуков, 3) древней
каких-либо земляных работ. Тем не менее, в сумме эти находки свидетель-    твердости заднеязычных и 4) написание этимологически верного ятя. Из
ствуют о широком распространении грамотности по всей Руси.                 грамматических форм наиболее показательно употребление «русского» пер-
     Как полагает акад. В. Л. Янин, возглавивший новгородскую археоло-     фекта (без связки), энклитических форм местоимений и следы взаимодействия
гическую экспедицию, об этом же свидетельствует и форма писал (орудий      скл. на *ǒ, jǒ и скл. на *ŭ.
письма): один конец острый, на другом – лопаточка. Очевидно, дети сна-           К переводу
чала учились писать по воску (лопаточкой можно было «стирать» ненуж-       нзбивъ роукы вероятно, означало условную формулу расторжения дого-
ную запись и снова писать), на так называемых церах – деревянных до-       вора (здесь – брачного); ср. сохранившуюся до наших дней традицию раз-
щечках, покрытых воском. В Новгороде, в слоях от XI–XIV вв., их найдено    бивать руки, сомкнутые в подтверждение заключенного пари
около полутора десятков. Летом 2000 г. в слоях X и XI вв. найдена целая    поуститн прогнать, отказаться от брачного сожития
деревянная книга – триптих. Ценность ее в том, что она, как полагают
ученые, на 25–30 лет старше считавшегося до этого древнейшим Остроми-
                                                                                       Надпись на чаре Володимира Давыдовича
рова евангелия 1056–1057 гг. Поскольку письму и чтению учились, как
правило, по Псалтыри, не удивительно, что тексты на этой цере представ-
                                                                                                                    до 1151г.
ляют собой псалмы.                                                                            А се чара кн# володимерова давыдовча
                              Грамота № 9                                                кто из нее пь тому на здоровье, а хвала бога [и]
             1 отъ гост#ты къ васильви • ~же ми отьць да#
                                                                                         своего wсподар# великого кн#.
               лъ и роди съда#ли а то за нимь а нынh во
                                                                                             Надпись на кресте Евфросинии Полоцкой
               д# новоую женоу а мънh не въдасть ничь
                                                                                                                     1161г.
               то же избивъ роукы поустилъ же м# а иноу
                                                                                         1. Въ лhт •‚s•‚и•х•k•f • покладаеть wфросинь#
             5 ю по#лъ доеди добрh сътвор#
                                                                                         чьстьныи крстъ• въ манастыри сво~мъ• въ
     Примечание                                                                          црькви стго спаса • чьстно~ дрhво • бесцhньно
     Грамота датируется концом XI – началом XII вв. Содержит жалобу
                                                                                         ~сть • а ковань~ его• злото и серебро и камhнь~.
на то, что муж отдал предпочтение другой (возможно, незаконной) жене, и
                                                                                         и жьнчюгъ • въ •р• гривнъ... да нh изнесhть с#
просьбу о заступничестве. Обращают на себя внимание начало и конец
грамоты как традиционные формы письменного этикета.
                                                                                         5. из манастыр# никогда же...


                                   17                                                                          18