Составители:
Рубрика:
реализует сразу несколько сложно переплетающихся значений,
почерпнутых из внутренней формы, значения лексемы-образца,
порождающего контекста. О. Мандельштам писал: “Любое слово
является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны... Поэзия
тем и отличается от автоматической речи, что будит нас и встряхивает
на середине слова. Тогда оно оказывается гораздо длиннее, чем
мы
думали...”.10 Сказанное поэтом может быть в полной мере отнесено к
окказионализмам, прежде всего - к лексическим.
3. Грамматические (морфологические) окказионализмы
представляют собой образования, в которых, с точки зрения узуса, в
конфликте находятся лексическая семантика и грамматическая форма.
Невозможное в системе языка оказывается возможным в авторском
контексте благодаря творческому развитию лексического значения
слова. Например, в стихотворении В. Брюсова окказиональный
плюраль злы органичен, так как является номинацией не отвлеченного
понятия, а конкретных его проявлений: общественных пороков,
изъянов.
К великой цели двигались народы.
Век философии расцвел, отцвел;
Он разум обострил, вскрыл глуби зол
И людям вспыхнул маяком свободы.
4. Семантические окказионализмы являются результатом
появления семантических приращений (иначе говоря “обертонов
смысла”, “контекстуальных значений”, “эстетических значений”),
которые существенно преобразуют семантику исходной узуальной
лексемы, употребленной в художественном контексте. Заметим,
что круг семантических окказионализмов очертить значительно
труднее, чем лексических или грамматических, поскольку
практически каждое эстетически нагруженное слово образного
текста характеризуется смысловыми приращениями, но работать
с
ними необходимо, так как они - “неотъемлемая часть идиолекта
писателя, текстов художественных произведений...”.11 Примером
семантического окказионализма может служить прилагательное
лазорев в стихотворении И. Северянина “Нерон”:
Мучают бездарные люди, опозорив
Облик императора общим сходством с ним.
Чужды люди кесарю: Клавдий так лазорев,
Люди ж озабочены пошлым и
земным.
В семантическом окказионализме лазорев актуализированы смыслы,
традиционно входящие в импликационал* узуального
реализует сразу несколько сложно переплетающихся значений, почерпнутых из внутренней формы, значения лексемы-образца, порождающего контекста. О. Мандельштам писал: Любое слово является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны... Поэзия тем и отличается от автоматической речи, что будит нас и встряхивает на середине слова. Тогда оно оказывается гораздо длиннее, чем мы думали....10 Сказанное поэтом может быть в полной мере отнесено к окказионализмам, прежде всего - к лексическим. 3. Грамматические (морфологические) окказионализмы представляют собой образования, в которых, с точки зрения узуса, в конфликте находятся лексическая семантика и грамматическая форма. Невозможное в системе языка оказывается возможным в авторском контексте благодаря творческому развитию лексического значения слова. Например, в стихотворении В. Брюсова окказиональный плюраль злы органичен, так как является номинацией не отвлеченного понятия, а конкретных его проявлений: общественных пороков, изъянов. К великой цели двигались народы. Век философии расцвел, отцвел; Он разум обострил, вскрыл глуби зол И людям вспыхнул маяком свободы. 4. Семантические окказионализмы являются результатом появления семантических приращений (иначе говоря обертонов смысла, контекстуальных значений, эстетических значений), которые существенно преобразуют семантику исходной узуальной лексемы, употребленной в художественном контексте. Заметим, что круг семантических окказионализмов очертить значительно труднее, чем лексических или грамматических, поскольку практически каждое эстетически нагруженное слово образного текста характеризуется смысловыми приращениями, но работать с ними необходимо, так как они - неотъемлемая часть идиолекта писателя, текстов художественных произведений....11 Примером семантического окказионализма может служить прилагательное лазорев в стихотворении И. Северянина Нерон: Мучают бездарные люди, опозорив Облик императора общим сходством с ним. Чужды люди кесарю: Клавдий так лазорев, Люди ж озабочены пошлым и земным. В семантическом окказионализме лазорев актуализированы смыслы, традиционно входящие в импликационал* узуального
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- …
- следующая ›
- последняя »