Окказиональное в художественном тексте. Структурно-семантический анализ. Бабенко Н.Г. - 27 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

образований как текстообразующих единиц в контексте творчества
художника слова.. К таким поэтам относится И. Северянин, который
сознательно включал принцип особо творческого общения со словом в
свою поэтическую декларацию: “... пора популярить изыски
”; “Я
облеку, как ночи, - в ризы Свои загадки и грехи, В тиары строф мои
капризы, Мои волшебные сюрпризы, Мои ажурные стихи”; “Скуку
взорвал неожиданно нео-поэзный
мотив. Каждая строчка - пощечина.
Голос мой - сплошь издевательство. Рифмы слагаются в кукиши.
Кажет язык ассонанс.” И. Северянин может быть нарочито манерен,
жеманен в своих стихах, современного читателя и забавляют, и
раздражают многочисленныетильбюриишалэ”, “адъютантэссыи
виконтессы”, “эксцессы иэкстазы”, “фиолетовые трансы и
мороженое из сирени”, но лучшее - “настоящий,
свежий, детский
талант” (А. Блок) - в поэзии И. Северянина невозможно
почувствовать без должного внимания к его особому, “грезному
миру, строить который помогали многочисленные слова-экспромты.
Может быть, “детский талант И.Северянина и проявлялся в его
способности к щедрой словотворческой импровизации, в той
непосредственности, с которой поэт создавал слова, как бы не
подозревая, что в языке их нет, что нельзя порождать их в таком
огромном количестве, не оглядываясь на лексическую систему языка.
В идиолекте И. Северянина потенциальные словообразовательные
возможности языка реализуются с поразительной легкостью и
дерзостью. Кажется, нет препон на пути образования глаголов:
крылит, кружевеет, хрусталит, драприт, бравурит, юнится,
лунятся, кострят, солнцевеют,
ручьится, ракетит, трелит, беззвучу,
центрит, вуалится, водопадит, газелит, солнится, листвеют... Ряд
глаголов нескончаем, формы разнообразны: поэкстазить, офлерила,
огрезят, весенься, окандалив, омгленный... Во вдохновении
словотворчества И. Северянин оглаголивает свой поэтический мир,
придавая ему особый динамизм. Он расширяет круг существительных
- наименований состояния природы: по типутишь создает сочь,
влажь, ажурь, смуть, лунь...
И творит в данном случае в русле
словообразовательных языковых тенденций нашего века.
В стремлении создать свой поэтический мир и дать всему в нем имя
И. Северянин компонует целые гнезда новообразований
. Заметим, что
развертывание словообразовательного гнезда внутри текста является
одним из эффективных приемов обеспечения структурной
спаянности текста”.22 Развертывание словообразовательного гнезда с
окказиональными дериватами обеспечивает своеобразие и известную
целостность поэзии И. Северянина как супертекста. В качестве
опорных слов наиболее продуктивных гнезд поэтом избраны
поэтизмыгрезаилуна”.
образований как текстообразующих единиц в контексте творчества
художника слова.. К таким поэтам относится И. Северянин, который
сознательно включал принцип особо творческого общения со словом в
свою поэтическую декларацию: “... пора популярить изыски”; “Я
облеку, как ночи, - в ризы Свои загадки и грехи, В тиары строф мои
капризы, Мои волшебные сюрпризы, Мои ажурные стихи”; “Скуку
взорвал неожиданно нео-поэзный мотив. Каждая строчка - пощечина.
Голос мой - сплошь издевательство. Рифмы слагаются в кукиши.
Кажет язык ассонанс.” И. Северянин может быть нарочито манерен,
жеманен в своих стихах, современного читателя и забавляют, и
раздражают многочисленные “тильбюри” и “шалэ”, “адъютантэссы” и
“виконтессы”, “эксцессы” и “экстазы”, “фиолетовые трансы” и
“мороженое из сирени”, но лучшее - “настоящий, свежий, детский
талант” (А. Блок) - в поэзии И. Северянина              невозможно
почувствовать без должного внимания к его особому, “грезному”
миру, строить который помогали многочисленные слова-экспромты.
Может быть, “детский талант” И.Северянина и проявлялся в его
способности к щедрой словотворческой импровизации, в той
непосредственности, с которой поэт создавал слова, как бы не
подозревая, что в языке их нет, что нельзя порождать их в таком
огромном количестве, не оглядываясь на лексическую систему языка.
В идиолекте И. Северянина потенциальные словообразовательные
возможности языка реализуются с поразительной легкостью и
дерзостью. Кажется, нет препон на пути образования глаголов:
крылит, кружевеет, хрусталит, драприт, бравурит, юнится,
лунятся, кострят, солнцевеют, ручьится, ракетит, трелит, беззвучу,
центрит, вуалится, водопадит, газелит, солнится, листвеют... Ряд
глаголов нескончаем, формы разнообразны: поэкстазить, офлерила,
огрезят, весенься, окандалив, омгленный...        Во вдохновении
словотворчества И. Северянин оглаголивает свой поэтический мир,
придавая ему особый динамизм. Он расширяет круг существительных
- наименований состояния природы: по типу “тишь” создает сочь,
влажь, ажурь, смуть, лунь... И творит в данном случае в русле
словообразовательных языковых тенденций нашего века.
  В стремлении создать свой поэтический мир и дать всему в нем имя
И. Северянин компонует целые гнезда новообразований. Заметим, что
развертывание словообразовательного гнезда внутри текста является
“одним из эффективных приемов обеспечения структурной
спаянности текста”.22 Развертывание словообразовательного гнезда с
окказиональными дериватами обеспечивает своеобразие и известную
целостность поэзии И. Северянина как супертекста. В качестве
опорных слов наиболее продуктивных гнезд поэтом избраны
поэтизмы “греза” и “луна”.