Окказиональное в художественном тексте. Структурно-семантический анализ. Бабенко Н.Г. - 32 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

вервэны, И устрицами, и луной”). Такова авторская интерпретация
узуального стержневого слова окказионального
словообразовательного гнезда. Обратимся к характеристике
окказиональных дериватов.
Существительное лунь употребляется в разных поэтических текстах
И. Северянина (вообще лунь, пожалуй, самое частотное поэтическое
новообразование, хотя определениевысокочастотное
парадоксально звучит в приложении к окказионализму. Приведенные
в первой главе примеры употребления
данного образования разными
поэтами доказывают это):
В твоем саду вечернем бокальчики сирени
Росою наполняет смеющийся июнь,
И сердце утопает в мелодиях курений,
И сердце ускользает в развеенную лунь.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Немой Морфей
Соткал июнь,
вуаля лунь.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Как блекло ткал лиловый колокольчик
Линялую от луни звукоткань.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Везде лазорь, повсюду померанцы,
Надменность пальм и лунь лимонных рощ.
БАС, МАС не фиксируют словолунь”, но словари Даля и Фасмера
отмечаютлунькактусклый свет”: “тусклый свет, бледный отблеск
(Сл. Фасмера. Т.2. С.533); “тусклый свет, блеск, белизна” - “Он слеп,
только лунь видит” (Сл. Даля. Т.2. С.273). Итак, “лунь” - свет, но без
указания на то, что это свет луны. От мотивирующей основылунав
семантику существительноголунь”, отмеченного словарями, вошла
семанеясности, разреженности свечения по сравнению со светом,
даваемым солнцем”. В контекстах И. Северянина большая смысловая
связь с мотивирующей основой: лунь
какчарующий, призрачный,
романтический свет луныИ. Северянина семантически близка
лунностиС. Есенина:
Какая ночь! Я не могу, не спится мне,
Какая лунность!
Еще как будто берегу в душе
вервэны, И устрицами, и луной”). Такова авторская интерпретация
узуального        стержневого        слова       окказионального
словообразовательного гнезда. Обратимся к характеристике
окказиональных дериватов.
  Существительное лунь употребляется в разных поэтических текстах
И. Северянина (вообще лунь, пожалуй, самое частотное поэтическое
новообразование,    хотя        определение    “высокочастотное”
парадоксально звучит в приложении к окказионализму. Приведенные
в первой главе примеры употребления данного образования разными
поэтами доказывают это):

               В твоем саду вечернем бокальчики сирени
               Росою наполняет смеющийся июнь,
               И сердце утопает в мелодиях курений,
               И сердце ускользает в развеенную лунь.
               ............................

                Немой Морфей
                Соткал июнь,
                вуаля лунь.
                ............................

                Как блекло ткал лиловый колокольчик
                Линялую от луни звукоткань.
                .............................

                 Везде лазорь, повсюду померанцы,
                 Надменность пальм и лунь лимонных рощ.

 БАС, МАС не фиксируют слово “лунь”, но словари Даля и Фасмера
отмечают “лунь” как “тусклый свет”: “тусклый свет, бледный отблеск”
(Сл. Фасмера. Т.2. С.533); “тусклый свет, блеск, белизна” - “Он слеп,
только лунь видит” (Сл. Даля. Т.2. С.273). Итак, “лунь” - свет, но без
указания на то, что это свет луны. От мотивирующей основы “луна” в
семантику существительного “лунь”, отмеченного словарями, вошла
сема “неясности, разреженности свечения по сравнению со светом,
даваемым солнцем”. В контекстах И. Северянина большая смысловая
связь с мотивирующей основой: лунь как “чарующий, призрачный,
романтический свет луны” И. Северянина семантически близка
“лунности “ С. Есенина:

                Какая ночь! Я не могу, не спится мне,
                Какая лунность!
                Еще как будто берегу в душе