Окказиональное в художественном тексте. Структурно-семантический анализ. Бабенко Н.Г. - 39 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Боль болей - сколок сПеснь песней”, окказиональные
предложения
(как видим, возможно и такое) Боль простит, Боль
подаст, Боль судья - примеры идиоматической аллюзии, которая
рождена происхождением этих образований от соответствующих
словесных формулБог простит”, “Бог подаст”, “Бог - судья”.
Болишься означаетмолишься об избавлении от боли”, болова-
больная голова”, болитвы -молитвы все об одном: о спасении от
боли”, боля -
воля божества, на которую уповает измученный болью
человек”. Госпиталь - слово, обретающее в макроконтексте двойной
смысл: “врачевательиГосподь” (классический пример поэтического
этимологизирования). Причем во всей этой игре смыслов нет
кощунства, есть крайне экспрессивное выражение всепоглощающего
чувства боли и мольбы об избавлении от нее.
Псевдочленение
- еще один из сугубо окказиональных способов
словотворчества. Блестящим примером его применения является
стихотворение С. КирсановаБольничный сон”:
Спи-
чка,
спи-
ртовка,
шприц
с па-
нтапоном...
И пусть за спи-
нкой кровати
стоит полнейшая Спишь
.
Для правильного восприятия данного стихотворения необходимо
видеть напечатанным
его текст, тогда становится понятно, что
псевдочленением (то есть членением не по морфемным стыкам, а
вопреки им) автор достигает смыслового эффекта, при котором
больничные детали” - “спичка”, “спиртовкаишприц с пантапоном
- становятся экспликаторами ключевого слова-образа стихотворения
сон”. Окказиональный субстантив Спишь ретроспективно проясняет
смысл авторского эксперимента.
М. Цветаева является
создателем уникальных образований,
представляющих собой многословное сращение
, своеобразный
лексико-синтаксический блок
, компоновкой которого поэт, очевидно,
хотел выразить фразеологичность, слитность семантики его
составляющих:
А сугробы подаются,
 Боль болей - “сколок” с “Песнь песней”,           окказиональные
предложения (как видим, возможно и такое) Боль простит, Боль
подаст, Боль судья - примеры идиоматической аллюзии, которая
рождена происхождением этих образований от соответствующих
словесных формул “Бог простит”, “Бог подаст”, “Бог - судья”.
Болишься означает “молишься об избавлении от боли”, болова-
“больная голова”, болитвы -“молитвы все об одном: о спасении от
боли”, боля -“воля божества, на которую уповает измученный болью
человек”. Госпиталь - слово, обретающее в макроконтексте двойной
смысл: “врачеватель” и “Господь” (классический пример поэтического
этимологизирования). Причем во всей этой игре смыслов нет
кощунства, есть крайне экспрессивное выражение всепоглощающего
чувства боли и мольбы об избавлении от нее.
  Псевдочленение - еще один из сугубо окказиональных способов
словотворчества. Блестящим примером его применения является
стихотворение С. Кирсанова “Больничный сон”:

                      Спи-
                      чка,
                      спи-
                      ртовка,
                      шприц
                      с па-
                      нтапоном...
                      И пусть за спи-
                      нкой кровати
                      стоит полнейшая Спишь.

  Для правильного восприятия данного стихотворения необходимо
видеть напечатанным его текст, тогда становится понятно, что
псевдочленением (то есть членением не по морфемным стыкам, а
вопреки им) автор достигает смыслового эффекта, при котором
“больничные детали” - “спичка”, “спиртовка” и “шприц с пантапоном”
- становятся экспликаторами ключевого слова-образа стихотворения
“сон”. Окказиональный субстантив Спишь ретроспективно проясняет
смысл авторского эксперимента.
  М. Цветаева является создателем уникальных образований,
представляющих собой многословное сращение, своеобразный
лексико-синтаксический блок, компоновкой которого поэт, очевидно,
хотел выразить фразеологичность, слитность семантики его
составляющих:

                      А сугробы подаются,