Составители:
Рубрика:
Скоро расставаться.
Прощай, вьюг-твоих-приютство,
Воркотов - приятство.
В данном примере окказиональный словесный блок вьюг-твоих-
приютство становится и именем (“зима”), и характеристикой
(“вьюжная, волшебная, грешная, приветная”), которая
детерминирована контекстом всего стихотворения.
Анализируя следующий пример, Л. В. Зубова определяет комплекс
возжи-мои-колеи как “нерасчлененный
образ коня и пути”.27
Верстами - врозь - разлетаются брови.
Две достоверности розной любови,
Черные возжи-мои-колеи -
Дальнодорожные брови твои!
Очень показательный пример описываемого вида окказионализмов
содержится в стихотворении “А над равниной крик лебединый”:
Над окаянной -
Взлет осиянный.
Праведник душу урвал - осанна!
Каторжник
койку-обрел-теплынь.
Пасынок к матери в дом. - Аминь.
Стихотворение является откликом на смерть А.Блока. Историко-
культурная информация и макроконтекст дают возможность судить о
смысле новообразования, который не равен сумме смыслов его
составляющих. Перед нами семантический сплав, единое смысловое
целое, именующее то пристанище (дом матери-земли), где поэт
-
праведник и каторжник в вечном своем подвижничестве - нашел
успокоение.
Проанализированные примеры ни в коей мере не исчерпывают
многообразия лексических окказионализмов, но дают представление
об основных путях и возможностях их структурно-семантической
характеристики.
Скоро расставаться. Прощай, вьюг-твоих-приютство, Воркотов - приятство. В данном примере окказиональный словесный блок вьюг-твоих- приютство становится и именем (зима), и характеристикой (вьюжная, волшебная, грешная, приветная), которая детерминирована контекстом всего стихотворения. Анализируя следующий пример, Л. В. Зубова определяет комплекс возжи-мои-колеи как нерасчлененный образ коня и пути.27 Верстами - врозь - разлетаются брови. Две достоверности розной любови, Черные возжи-мои-колеи - Дальнодорожные брови твои! Очень показательный пример описываемого вида окказионализмов содержится в стихотворении А над равниной крик лебединый: Над окаянной - Взлет осиянный. Праведник душу урвал - осанна! Каторжник койку-обрел-теплынь. Пасынок к матери в дом. - Аминь. Стихотворение является откликом на смерть А.Блока. Историко- культурная информация и макроконтекст дают возможность судить о смысле новообразования, который не равен сумме смыслов его составляющих. Перед нами семантический сплав, единое смысловое целое, именующее то пристанище (дом матери-земли), где поэт - праведник и каторжник в вечном своем подвижничестве - нашел успокоение. Проанализированные примеры ни в коей мере не исчерпывают многообразия лексических окказионализмов, но дают представление об основных путях и возможностях их структурно-семантической характеристики.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- …
- следующая ›
- последняя »