Окказиональное в художественном тексте. Структурно-семантический анализ. Бабенко Н.Г. - 69 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

"сиплый, нечистого тона (о звуках); производящий, издающий такие
звуки" (МАС. Т.4. С. 856). Семантическое "право на существование"
словосочетание хриплая охра получает в контексте всего цикла
стихотворений "Армения": страна, где "лазурь да глина, глина да
лазурь", "близорукое армянское небо" да "мертвые гончарные
равнины", "орущие камни" да "хриплые горы", прекрасна суровым
контрастом тонов ("
ты красок себе пожалела") - чистой лазури и
хриплой (нечистого тона) охры. То, что в узусе характеризует только
звуки, то окказионально характеризует и звуки ( "хриплые горы"), и
краски ("хриплая охра").
В нескольких окказиональных словосочетаниях поэт использует
прилагательноедремучий”:
Я наравне с другими
Хочу тебе служить,
От ревности сухими
Губами ворожить.
Не утоляет слово
Мне пересохших уст,
И без тебя мне снова
Дремучий воздух пуст.
Когда городская выходит на стогны луна,
И медленно ей озаряется город дремучий,
И ночь нарастает, унынья и меди полна.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Не отвязать неприкрепленной лодки,
Не услыхать в меха обутой тени,
Не превозмочь в дремучей жизни страха.
Прилагательноедремучийимеет словарное определение "густой,
труднопроходимый, старый - о лесе" (МАС. Т.1. С.605).
О.Мандельштам расширяет лексическую сочетаемость
прилагательного, актуализируя сему "труднопреодолимый". Дремучим
воздухом трудно дышать, в дремучей жизни трудно
выжить. А
словосочетание дремучий город, очевидно, ориентировано сразу на
три смысла: "спящий" ( в Словаре Далядремучий идремать
принадлежат одному словообразовательному гнезду - Т.1. С.492),
труднопроходимый" и "такой, в котором трудно, тяжело жить".
Скрытое сравнение с дремучим лесом по густоте содержат
окказиональные словосочетания в следующих примерах:
И пес наш
хромучий
лохмато дремучий
"сиплый, нечистого тона (о звуках); производящий, издающий такие
звуки" (МАС. Т.4. С. 856). Семантическое "право на существование"
словосочетание хриплая охра получает в контексте всего цикла
стихотворений "Армения": страна, где "лазурь да глина, глина да
лазурь", "близорукое армянское небо" да "мертвые гончарные
равнины", "орущие камни" да "хриплые горы", прекрасна суровым
контрастом тонов ("ты красок себе пожалела") - чистой лазури и
хриплой (нечистого тона) охры. То, что в узусе характеризует только
звуки, то окказионально характеризует и звуки ( "хриплые горы"), и
краски ("хриплая охра").
   В нескольких окказиональных словосочетаниях поэт использует
прилагательное “дремучий”:

                        Я наравне с другими
                        Хочу тебе служить,
                        От ревности сухими
                        Губами ворожить.
                        Не утоляет слово
                        Мне пересохших уст,
                        И без тебя мне снова
                        Дремучий воздух пуст.

              Когда городская выходит на стогны луна,
              И медленно ей озаряется город дремучий,
              И ночь нарастает, унынья и меди полна.
              .....................................
              Не отвязать неприкрепленной лодки,
              Не услыхать в меха обутой тени,
               Не превозмочь в дремучей жизни страха.

 Прилагательное “дремучий” имеет словарное определение "густой,
труднопроходимый, старый - о лесе" (МАС. Т.1. С.605).
О.Мандельштам        расширяет       лексическую      сочетаемость
прилагательного, актуализируя сему "труднопреодолимый". Дремучим
воздухом трудно дышать, в дремучей жизни трудно выжить. А
словосочетание дремучий город, очевидно, ориентировано сразу на
три смысла: "спящий" ( в Словаре Даля “дремучий” и “дремать”
принадлежат одному словообразовательному гнезду - Т.1. С.492),
“труднопроходимый" и "такой, в котором трудно, тяжело жить".
  Скрытое сравнение с дремучим лесом по густоте содержат
окказиональные словосочетания в следующих примерах:

                    И пес наш хромучий
                    лохмато дремучий