ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
10
В середине XIX века Клаузиус сформулировал Второе начало термо-
динамики или закон возрастания энтропии в динамических системах. Если
этот закон верен для всего Универсума, существующего неопределенно
большое время, то все системы природы должны были бы уже давно хао-
тизироваться. Между тем мир и сегодня устроен весьма сложно, т.е. далек
от хаоса. Второе начало термодинамики в применении к Вселенной приво-
дило и к другим неразрешенным противоречиям. В 1877 г. Л. Больцман
предположил, что возрастание энтропии в развивающихся системах более
вероятно, чем другие сценарии. Если принять Вселенную, состоящую из
бесконечного множества систем и существующую неограниченное время,
как некую неоднородную среду, можно предположить, что колебание та-
кой среды вследствие ее локальной неустойчивости будет порождать
флуктуации, или всплески, которые и можно принять как причину возник-
новения систем с высоким уровнем организации. Несмотря на то, что ве-
роятность таких флуктуаций мала, на бесконечности любая ненулевая ве-
роятность реализуется бесконечное число раз. В середине XX века возник-
ло новое направление в физике и космологии – синергетика, или физика
динамических неравновесных систем и процессов. Один из основополож-
ников синергетики, И. Пригожин, обобщая достижения Клаузиуса и
Больцмана, показал, что система сохраняет энтропию и информацию, пока
внешнее воздействие – аттрактор – не выведет ее из состояния равновесия.
В зависимости от характера аттрактора система в дальнейшем может раз-
виваться в сторону хаотизации, т.е. с возрастанием энтропии, порождать
новые системы с более высоким уровнем организации или покоиться, т.е.
сохранять свою организацию [5. С. 117. Примечание].
Научные картины мира
Синтезом философских концепцией бытия и эмпирических научных
исследований являются научные картины мира. Первые такие картины,
или модели Универсума, известны из древней философии. В древнеиндий-
ской философии Вселенная мыслилась периодически возникающей из ог-
ненной стихии и, по прошествии весьма большого периода времени («век
Брахмы» – 84 10
10
земных лет), вновь поглощаемой огнем вследствие на-
копления бремени грехов. Подобную концепцию находим и у Анаксиман-
дра, считавшего Вселенную бесконечным множеством миров, каждый из
которых существует «возможное для него время» и погибает в наказание
за свою «несправедливость». Наибольшей популярностью в древности и
средние века пользовалась геоцентрическая модель мира, созданная в IV в.
до н.э. Аристотелем и математически аргументированная Птолемеем
(II в.). Согласно этой модели, Вселенная замкнута в пространстве, но не
ограничена во времени. В центре Вселенной – сферическая Земля; после-
дующие места занимают пять известных тогда планет – Меркурий, Венера,
10 В середине XIX века Клаузиус сформулировал Второе начало термо- динамики или закон возрастания энтропии в динамических системах. Если этот закон верен для всего Универсума, существующего неопределенно большое время, то все системы природы должны были бы уже давно хао- тизироваться. Между тем мир и сегодня устроен весьма сложно, т.е. далек от хаоса. Второе начало термодинамики в применении к Вселенной приво- дило и к другим неразрешенным противоречиям. В 1877 г. Л. Больцман предположил, что возрастание энтропии в развивающихся системах более вероятно, чем другие сценарии. Если принять Вселенную, состоящую из бесконечного множества систем и существующую неограниченное время, как некую неоднородную среду, можно предположить, что колебание та- кой среды вследствие ее локальной неустойчивости будет порождать флуктуации, или всплески, которые и можно принять как причину возник- новения систем с высоким уровнем организации. Несмотря на то, что ве- роятность таких флуктуаций мала, на бесконечности любая ненулевая ве- роятность реализуется бесконечное число раз. В середине XX века возник- ло новое направление в физике и космологии – синергетика, или физика динамических неравновесных систем и процессов. Один из основополож- ников синергетики, И. Пригожин, обобщая достижения Клаузиуса и Больцмана, показал, что система сохраняет энтропию и информацию, пока внешнее воздействие – аттрактор – не выведет ее из состояния равновесия. В зависимости от характера аттрактора система в дальнейшем может раз- виваться в сторону хаотизации, т.е. с возрастанием энтропии, порождать новые системы с более высоким уровнем организации или покоиться, т.е. сохранять свою организацию [5. С. 117. Примечание]. Научные картины мира Синтезом философских концепцией бытия и эмпирических научных исследований являются научные картины мира. Первые такие картины, или модели Универсума, известны из древней философии. В древнеиндий- ской философии Вселенная мыслилась периодически возникающей из ог- ненной стихии и, по прошествии весьма большого периода времени («век Брахмы» – 84 1010 земных лет), вновь поглощаемой огнем вследствие на- копления бремени грехов. Подобную концепцию находим и у Анаксиман- дра, считавшего Вселенную бесконечным множеством миров, каждый из которых существует «возможное для него время» и погибает в наказание за свою «несправедливость». Наибольшей популярностью в древности и средние века пользовалась геоцентрическая модель мира, созданная в IV в. до н.э. Аристотелем и математически аргументированная Птолемеем (II в.). Согласно этой модели, Вселенная замкнута в пространстве, но не ограничена во времени. В центре Вселенной – сферическая Земля; после- дующие места занимают пять известных тогда планет – Меркурий, Венера,
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- …
- следующая ›
- последняя »