Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества. Баранников В.П - 8 стр.

UptoLike

Рубрика: 

8
няющееся. В реальности можно выделить три рода: воспринимаемая, чув-
ственно-данная реальность, или мир; переживаемая реальность, или внут-
ренний мир человека; умопостигаемая реальность, или трансперсональный
мир чистых мыслей, идей, идеалов, норм, ценностей и смыслов. Последние
два рода реальности будут предметом последующего изучения, мы же ос-
тановимся на анализе чувственного, эмпирического мира.
Эмпирическая реальность. Принцип системности
У нас есть два термина для обозначения всего, что доступно опыту
мир и природа, говорит И. Кант. «Мир обозначает …математическое целое
всех явлений и целокупность их синтеза.… Но тот же самый мир мы назы-
ваем природой, поскольку мы рассматриваем его как динамическое це-
лое…, в пространстве и времени…, как единство в существовании явле-
ний…»
1
.
В этом определении мы выделим некоторые важные черты: 1) мир
есть понятие, посредством которого эмпирическая реальность выводится
из бытия; 2) природа это взаимосвязь явлений эмпирической реальности,
их организация и взаимопорождение. Таким образом, природа есть беско-
нечная в принципе целокупность развивающихся систем, взаимообуслов-
ливающих и порождающих друг друга. Системность всех предметов и яв-
лений природы важнейший принцип ее существования и условие позна-
ния эмпирической реальности.
Что такое система? В самом общем определении система есть неко-
торое множество вещей или явлений, связанных друг с другом отноше-
ниями, образующими в совокупности структуру системы. Итак, система
это элементы и связи между ними. Всякая система целостность, обла-
дающая такими свойствами, какие не вытекают из свойств элементов. На-
пример, вода сложная система, состоящая из соединения водорода и ки-
слорода. Вода абсолютный растворитель; элементы этой системы водо-
род и кислород такими свойствами не обладают. Свойства систем, отсут-
ствующие у элементов, будем называть системными. Системные свойства
иллюстрируют изречение древних: «Целое больше суммы своих частей» и
открывают путь к пониманию возникновения нового. Новое возникает в
процессе объединения элементов в системы, в процессе самоорганизации,
что характерно для систем природы, и в процессе организации, творения
или творчества. Творчество, таким образом, есть порождение нового путем
организации наличного, данного.
Системы, как правило, состоят из элементов разного уровня органи-
зации и имеют более или менее сложную структуру. Например, человече-
1
Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Мысль,
1964. С. 398.
                                       8
няющееся. В реальности можно выделить три рода: воспринимаемая, чув-
ственно-данная реальность, или мир; переживаемая реальность, или внут-
ренний мир человека; умопостигаемая реальность, или трансперсональный
мир чистых мыслей, идей, идеалов, норм, ценностей и смыслов. Последние
два рода реальности будут предметом последующего изучения, мы же ос-
тановимся на анализе чувственного, эмпирического мира.

            Эмпирическая реальность. Принцип системности

      У нас есть два термина для обозначения всего, что доступно опыту –
мир и природа, говорит И. Кант. «Мир обозначает …математическое целое
всех явлений и целокупность их синтеза.… Но тот же самый мир мы назы-
ваем природой, поскольку мы рассматриваем его как динамическое це-
лое…, в пространстве и времени…, как единство в существовании явле-
ний…»1.
      В этом определении мы выделим некоторые важные черты: 1) мир
есть понятие, посредством которого эмпирическая реальность выводится
из бытия; 2) природа – это взаимосвязь явлений эмпирической реальности,
их организация и взаимопорождение. Таким образом, природа есть беско-
нечная в принципе целокупность развивающихся систем, взаимообуслов-
ливающих и порождающих друг друга. Системность всех предметов и яв-
лений природы – важнейший принцип ее существования и условие позна-
ния эмпирической реальности.
      Что такое система? В самом общем определении система есть неко-
торое множество вещей или явлений, связанных друг с другом отноше-
ниями, образующими в совокупности структуру системы. Итак, система –
это элементы и связи между ними. Всякая система – целостность, обла-
дающая такими свойствами, какие не вытекают из свойств элементов. На-
пример, вода – сложная система, состоящая из соединения водорода и ки-
слорода. Вода – абсолютный растворитель; элементы этой системы – водо-
род и кислород – такими свойствами не обладают. Свойства систем, отсут-
ствующие у элементов, будем называть системными. Системные свойства
иллюстрируют изречение древних: «Целое больше суммы своих частей» и
открывают путь к пониманию возникновения нового. Новое возникает в
процессе объединения элементов в системы, в процессе самоорганизации,
что характерно для систем природы, и в процессе организации, творения
или творчества. Творчество, таким образом, есть порождение нового путем
организации наличного, данного.
      Системы, как правило, состоят из элементов разного уровня органи-
зации и имеют более или менее сложную структуру. Например, человече-

      1
        Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 3. – М.: Мысль,
1964. – С. 398.