Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества. Баранников В.П - 7 стр.

UptoLike

Рубрика: 

7
рое начинается так: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово
было Бог» [Ин. 1:1]. Однако и Иоанн Апостол прямо не утверждает, что
Бог-Слово сотворил мир из ничего. Впоследствии видные христианские
философы и богословы придерживались принципа «Ex nihilo ninil fit»
1
.
Так, Гонорий Отенский (XII в.) полагал, что Бог сотворил мир из хаоса;
Николай Кузанский (XV в.) утверждал, что творение мира Богом это ог-
раничение бесконечности
2
. По своему содержанию творение, как и челове-
ческое творчество, есть структуризация бесструктурного, придание формы
бесформенному.
Реальность. Субстанция. Философские картины мира
Становление рассматривается в философии как процесс возникнове-
ния всего многообразия воспринимаемого, переживаемого и мыслимого.
Все возникшее существует во времени, т.е. имеет начало и конец своего
бытия; оно сложно, т.е. имеет определенную структуру, состоит из частей
и противоречиво. Для философского осмысления процесса становления и
его результата возникшего мира явлений необходимо введение новых
категорий.
Мир есть поток бытия, или бытие, пришедшее в движение. В этом
потоке, как кажется, нет ничего устойчивого. Миры, вещи и явления воз-
никают и исчезают, мысли и впечатления сменяют друг друга. Можно ли
найти некоторое общее основание всего многообразия потока бытия? Та-
кое основание, если его можно указать, носит название субстанции. Фило-
софский монизм исходит из признания единой субстанции всего сущего.
Идеалистический монизм состоит в утверждении духовного характера суб-
станции мира (Единое, Мировой Разум, Бог-Слово…); материалистиче-
ский монизм в признании материи субстанцией мира. Проведение стро-
гой монистической позиции в философии весьма непросто, так как трудно
объяснить, как духовная субстанция порождает чувственно воспринимае-
мый мир, вещи, их свойства и отношения, или напротив, как материальная
субстанция порождает ощущения и мысли.
Компромиссную позицию занимает дуализм, исходящий из двух
субстанций материальной, или телесной, как общей основы вещей, и ду-
ховной, порождающей мысли и ощущения. Монизм и дуализм представ-
ляют собой философское видение мира, или философские картины мира.
Все возникшее и существующее во времени представляет собой ре-
альность. Реальность тем отличается от бытия, что бытие есть абстракция
всего сущего в его единстве; реальность это все существующее, изме-
1
Из ничего ничего».
2
См.: Николай Кузанский. Диалог о становлении // Кузанский Н. Соч.: В
2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1979. С. 347.
                                      7
рое начинается так: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово
было Бог» [Ин. 1:1]. Однако и Иоанн Апостол прямо не утверждает, что
Бог-Слово сотворил мир из ничего. Впоследствии видные христианские
философы и богословы придерживались принципа «Ex nihilo ninil fit»1.
Так, Гонорий Отенский (XII в.) полагал, что Бог сотворил мир из хаоса;
Николай Кузанский (XV в.) утверждал, что творение мира Богом – это ог-
раничение бесконечности2. По своему содержанию творение, как и челове-
ческое творчество, есть структуризация бесструктурного, придание формы
бесформенному.

          Реальность. Субстанция. Философские картины мира

      Становление рассматривается в философии как процесс возникнове-
ния всего многообразия воспринимаемого, переживаемого и мыслимого.
Все возникшее существует во времени, т.е. имеет начало и конец своего
бытия; оно сложно, т.е. имеет определенную структуру, состоит из частей
и противоречиво. Для философского осмысления процесса становления и
его результата – возникшего мира явлений – необходимо введение новых
категорий.
      Мир есть поток бытия, или бытие, пришедшее в движение. В этом
потоке, как кажется, нет ничего устойчивого. Миры, вещи и явления воз-
никают и исчезают, мысли и впечатления сменяют друг друга. Можно ли
найти некоторое общее основание всего многообразия потока бытия? Та-
кое основание, если его можно указать, носит название субстанции. Фило-
софский монизм исходит из признания единой субстанции всего сущего.
Идеалистический монизм состоит в утверждении духовного характера суб-
станции мира (Единое, Мировой Разум, Бог-Слово…); материалистиче-
ский монизм – в признании материи субстанцией мира. Проведение стро-
гой монистической позиции в философии весьма непросто, так как трудно
объяснить, как духовная субстанция порождает чувственно воспринимае-
мый мир, вещи, их свойства и отношения, или напротив, как материальная
субстанция порождает ощущения и мысли.
      Компромиссную позицию занимает дуализм, исходящий из двух
субстанций – материальной, или телесной, как общей основы вещей, и ду-
ховной, порождающей мысли и ощущения. Монизм и дуализм представ-
ляют собой философское видение мира, или философские картины мира.
      Все возникшее и существующее во времени представляет собой ре-
альность. Реальность тем отличается от бытия, что бытие есть абстракция
всего сущего в его единстве; реальность – это все существующее, изме-

      1
         Из ничего – ничего».
      2
          См.: Николай Кузанский. Диалог о становлении // Кузанский Н. Соч.: В
2 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1979. – С. 347.