Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества. Баранников В.П - 5 стр.

UptoLike

Рубрика: 

5
рождала неимоверные логические, гносеологические, этические и прагма-
тические затруднения. Как объяснить с этих позиций существование мно-
гого бесконечного разнообразия вещей, мыслей и переживаний? Парме-
нид, как и некоторые современные ему философы Индии, объявил много-
образие мира явлений чистой видимостью. Однако большинство филосо-
фов пошло по другому пути.
Демокрит и Платон вводят соотносительное с понятием бытия поня-
тие небытия. Однако для этого потребовалось изменить содержание кате-
гории «бытие».
Что такое «небытие»? Для Парменида небытие есть то, что не-есть,
следовательно, невозможно и как предмет мысли, немыслимо. Однако
мыслить небытие все-таки возможно. Оно может означать нечто бывшее и
исчезнувшее, канувшее в небытие; нечто, еще не бывшее, но возможное;
нечто, невозможное реально, как вещь, мысль или обоснованное суждение,
но возможное как миф, фантазия. В трактовке Демокрита и Платона небы-
тие нечто выделенное из бытия и ему противопоставленное. При этом
единосущее бытие Парменида распадается на два рода сущего. Демокрит
выделяет из бытия Парменида плотное, непроницаемое. Это плотное раз-
делено на бесконечное множество отдельностей и только в мысли продол-
жает сохранять единство и именоваться бытием или атомами. Небытие
то, что противоположно бытию: не плотное, а пустое, не множественность,
а единство пустота, пустое пространство, в котором движутся атомы.
Небытие является основанием разделения и движения. У Демокрита и ато-
мы, и пустота есть, существуют, т.е. по определению бытия должны вхо-
дить в его содержание.
Платон выделяет из бытия Парменида умопостигаемое, мысль и са-
му возможность мыслить, и противополагает умопостигаемое бытие как
истинное чувственнопостигаемому как неистинному. Небытие у Платона
не сам по себе чувственнопостигаемый мир, а некая основа этого мира,
возможность разделения единого на многое; материал, из которого форми-
руются вещи. Эту «кормилицу вещей», впоследствии получившую назва-
ние материи, Платон именует небытием, или иным по отношению к ис-
тинносущему бытию, которое у Платона приобретает структуру и образует
системы. Элементами этой системы являются Единое, или Благо, Ум-
Демиург, Мировая Душа и идеи. И бытие Платона, и иное, или небытие
есть, наличествует. Платон даже подчеркивает, что «кормилица вещей»,
или небытие не возникла, т.е. существует вечно. Таким образом, Платон,
вводя понятие небытия, изменяет первоначальное содержание понятия бы-
тия.
Система отношений между бытием и небытием описывается катего-
рией «становление». Становление есть возникновение, рождение многого
из единого. В философии разработаны три модели становления: ограниче-
ние бесконечности, т.е. выделение из неопределенного бытия чего-то каче-
                                   5
рождала неимоверные логические, гносеологические, этические и прагма-
тические затруднения. Как объяснить с этих позиций существование мно-
гого – бесконечного разнообразия вещей, мыслей и переживаний? Парме-
нид, как и некоторые современные ему философы Индии, объявил много-
образие мира явлений чистой видимостью. Однако большинство филосо-
фов пошло по другому пути.
      Демокрит и Платон вводят соотносительное с понятием бытия поня-
тие небытия. Однако для этого потребовалось изменить содержание кате-
гории «бытие».
      Что такое «небытие»? Для Парменида небытие – есть то, что не-есть,
следовательно, невозможно и как предмет мысли, немыслимо. Однако
мыслить небытие все-таки возможно. Оно может означать нечто бывшее и
исчезнувшее, канувшее в небытие; нечто, еще не бывшее, но возможное;
нечто, невозможное реально, как вещь, мысль или обоснованное суждение,
но возможное как миф, фантазия. В трактовке Демокрита и Платона небы-
тие – нечто выделенное из бытия и ему противопоставленное. При этом
единосущее бытие Парменида распадается на два рода сущего. Демокрит
выделяет из бытия Парменида плотное, непроницаемое. Это плотное раз-
делено на бесконечное множество отдельностей и только в мысли продол-
жает сохранять единство и именоваться бытием или атомами. Небытие –
то, что противоположно бытию: не плотное, а пустое, не множественность,
а единство – пустота, пустое пространство, в котором движутся атомы.
Небытие является основанием разделения и движения. У Демокрита и ато-
мы, и пустота есть, существуют, т.е. по определению бытия должны вхо-
дить в его содержание.
      Платон выделяет из бытия Парменида умопостигаемое, мысль и са-
му возможность мыслить, и противополагает умопостигаемое бытие как
истинное чувственнопостигаемому как неистинному. Небытие у Платона –
не сам по себе чувственнопостигаемый мир, а некая основа этого мира,
возможность разделения единого на многое; материал, из которого форми-
руются вещи. Эту «кормилицу вещей», впоследствии получившую назва-
ние материи, Платон именует небытием, или иным по отношению к ис-
тинносущему бытию, которое у Платона приобретает структуру и образует
системы. Элементами этой системы являются Единое, или Благо, Ум-
Демиург, Мировая Душа и идеи. И бытие Платона, и иное, или небытие –
есть, наличествует. Платон даже подчеркивает, что «кормилица вещей»,
или небытие – не возникла, т.е. существует вечно. Таким образом, Платон,
вводя понятие небытия, изменяет первоначальное содержание понятия бы-
тия.
      Система отношений между бытием и небытием описывается катего-
рией «становление». Становление есть возникновение, рождение многого
из единого. В философии разработаны три модели становления: ограниче-
ние бесконечности, т.е. выделение из неопределенного бытия чего-то каче-