Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества. Баранников В.П - 11 стр.

UptoLike

Рубрика: 

11
Марс, Юпитер и Сатурн, далее расположены сферы Солнца и Луны. Этот
мир 8 сфер, или «подлунный» мир преходящих, возникающих и исче-
зающих вещей и событий, являющихся комбинациями четырех «несовер-
шенных» элементов огня, воздуха, воды и земли. Подлунный мир объем-
лется надлунным сферой неподвижных звезд. Все вещи и явления этого
мира совершенны и неизменны, т.к. субстанцией этого мира является со-
вершенный пятый элемент эфир, или «квинтэссенция» («пятая сущ-
ность»). Все эти 9 сфер объемлются «небом Эмпирея» Перводвигателя,
или Бога, который придает всей системе движение
1
.
В средние века система Аристотеля считалась хорошо согласующей-
ся с библейскими представлениями о структуре мироздания [Бытие. 1:1-3],
хотя Аристотель считал Вселенную несотворенной, вечной.
В Новое время, в связи с возникновением эмпирического и теорети-
ческого естествознания, картины мира согласуются с достижениями науки
и являются распространением некоторых теоретических предположений,
обобщающих научные наблюдения, на весь Универсум. Первой по време-
ни своего возникновения была механическая картина мира, основания ко-
торой заложили Д. Бруно, Г. Галилей, Н. Коперник и И. Кеплер. Заверши-
телями системы явились великие философы и ученые XVII-XVIII вв. Р.
Декарт, И. Ньютон, И. Кант, К.А. Гельвеций, Ж. Лаплас. Согласно механи-
ческим представлениям, субстанцией мира являются частички вещества
атомы (Ньютон), или корпускулы (Декарт). Эти частички движутся в пус-
том пространстве, взаимодействуя по законам гравитации. В процессе та-
кого взаимодействия образуются тела и системы тел. Так возникли Земля и
Солнечная система. Вселенная бесконечна в пространстве; она всюду и
равномерно заполнена мирами, подобными Солнечной системе. Относи-
тельно вечности Вселенной не было единого мнения. Ньютон считал ато-
мы сотворенными Богом, следовательно, Вселенная имеет начало во вре-
мени; Гельвеций полагал материю (вещество, корпускулы) и Вселенную
вечными. Все признавали Вселенную изотропной, т.е. имеющей одинако-
вые свойства во всех своих частях и подчиняющуюся одним и тем же за-
конам. Идея законосообразности природы оформилась в систему детер-
минизма представлений о том, что все явления и процессы причинно
обусловлены, взаимодействия определенного вида всегда приводят к од-
ним и тем же результатам. Закономерная связь одних явлений причин, с
другими следствиями, есть необходимость. В мире все совершается по
необходимости; случайным мы называем такое явление, причина которого
нам неизвестна. Из этих положений следовали определенные выводы: 1) в
мире нет ничего нового, он всюду такой, как и известная нам его часть;
2) будущие состояния мира предвидимы, поскольку одни и те же причины
1
Аристотель. О Небе. Кн. 2 // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 3. М.: Мысль,
1981. С. 305-340.
                                      11
Марс, Юпитер и Сатурн, далее расположены сферы Солнца и Луны. Этот
мир 8 сфер, или «подлунный» – мир преходящих, возникающих и исче-
зающих вещей и событий, являющихся комбинациями четырех «несовер-
шенных» элементов огня, воздуха, воды и земли. Подлунный мир объем-
лется надлунным – сферой неподвижных звезд. Все вещи и явления этого
мира совершенны и неизменны, т.к. субстанцией этого мира является со-
вершенный пятый элемент – эфир, или «квинтэссенция» («пятая сущ-
ность»). Все эти 9 сфер объемлются «небом Эмпирея» – Перводвигателя,
или Бога, который придает всей системе движение1.
      В средние века система Аристотеля считалась хорошо согласующей-
ся с библейскими представлениями о структуре мироздания [Бытие. 1:1-3],
хотя Аристотель считал Вселенную несотворенной, вечной.
      В Новое время, в связи с возникновением эмпирического и теорети-
ческого естествознания, картины мира согласуются с достижениями науки
и являются распространением некоторых теоретических предположений,
обобщающих научные наблюдения, на весь Универсум. Первой по време-
ни своего возникновения была механическая картина мира, основания ко-
торой заложили Д. Бруно, Г. Галилей, Н. Коперник и И. Кеплер. Заверши-
телями системы явились великие философы и ученые XVII-XVIII вв. – Р.
Декарт, И. Ньютон, И. Кант, К.А. Гельвеций, Ж. Лаплас. Согласно механи-
ческим представлениям, субстанцией мира являются частички вещества –
атомы (Ньютон), или корпускулы (Декарт). Эти частички движутся в пус-
том пространстве, взаимодействуя по законам гравитации. В процессе та-
кого взаимодействия образуются тела и системы тел. Так возникли Земля и
Солнечная система. Вселенная бесконечна в пространстве; она всюду и
равномерно заполнена мирами, подобными Солнечной системе. Относи-
тельно вечности Вселенной не было единого мнения. Ньютон считал ато-
мы сотворенными Богом, следовательно, Вселенная имеет начало во вре-
мени; Гельвеций полагал материю (вещество, корпускулы) и Вселенную
вечными. Все признавали Вселенную изотропной, т.е. имеющей одинако-
вые свойства во всех своих частях и подчиняющуюся одним и тем же за-
конам. Идея законосообразности природы оформилась в систему детер-
минизма – представлений о том, что все явления и процессы причинно
обусловлены, взаимодействия определенного вида всегда приводят к од-
ним и тем же результатам. Закономерная связь одних явлений – причин, с
другими – следствиями, есть необходимость. В мире все совершается по
необходимости; случайным мы называем такое явление, причина которого
нам неизвестна. Из этих положений следовали определенные выводы: 1) в
мире нет ничего нового, он всюду такой, как и известная нам его часть;
2) будущие состояния мира предвидимы, поскольку одни и те же причины

      1
        Аристотель. О Небе. Кн. 2 // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 3. – М.: Мысль,
1981. – С. 305-340.