Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества. Баранников В.П - 56 стр.

UptoLike

Рубрика: 

56
ношения индивидуального и социального в познавательной деятельности.
Соотношение индивидуального
и социально-исторического познания
О том, что познавательной деятельностью занимаются реальные ин-
дивиды, а не безличное общество, говорить не приходится, это азбучная
истина. Но истиной является и то, что вне общества, вне социального кон-
текста личность не только не может познавать, но и не может быть носите-
лем человеческого сознания. Признание этих двух истин и порождает про-
блему соотношения индивидуального и социального в познании. «Как по-
казывают социальные исследования, онтогенез личности есть процесс со-
циализации, присвоение социально значимых духовных ценностей. В то
же время он представляет собой процесс индивидуализации формирова-
ния имманентных ценностных структур, определяющих внутреннюю по-
зиции личности, систему ее убеждений и направления ее социальной ак-
тивности…» [1. С. 158].
В современных условиях индивид, чтобы заниматься познавательной
деятельностью, развивать общечеловеческое научное познание, должен в
своем индивидуальном развитии пройти два этапа: первый этап социали-
зации, второй специализации.
Человек появляется на свет с естественной, наследственной предрас-
положенностью к познанию и языку. В социализации личности особо важ-
ную роль играет язык. Он, как известно, обладает двумя функциями, поя-
вившимися еще на уровне языка животных: экспрессивной функцией, вы-
ражающей состояние организма, и коммуникативной, направленной на пе-
редачу сигнала себе подобным. Эти функции полностью задействуются на
ранних этапах развития ребенка. Однако человеческий язык, которым вла-
деют родители ребенка, как отмечает в своем исследовании К. Поппер [5.
С. 456], обладает еще дескриптивной и аргументативной функциями. Пер-
вая связана с регулированием истинности-ложности содержащейся в языке
информации, вторая обоснованностью или необоснованностью этой ин-
формации. Именно эти функции в знаковой форме несут информацию, не-
сводимую к чувственному опыту, информацию, восприятие которой фор-
мирует способность мыслить, т.е. духовно овладевать внеопытным содер-
жанием, фантазировать, воображать, изобретать, создавать свой духовный
мир. Психология развития индивидуального сознания ребенка это особая
тема. Мы ограничимся лишь рассмотрением индивидуального развития с
точки зрения формирования у индивида тех предпосылок, которые необ-
ходимы ему, чтобы быть причастным к развитию общечеловеческого по-
знания.
С полным обоснованием можно говорить о двух путях развития ин-
дивидуального сознания: первый это путь усвоения уже приобретенных
                                  56
ношения индивидуального и социального в познавательной деятельности.

                    Соотношение индивидуального
                 и социально-исторического познания

      О том, что познавательной деятельностью занимаются реальные ин-
дивиды, а не безличное общество, говорить не приходится, это азбучная
истина. Но истиной является и то, что вне общества, вне социального кон-
текста личность не только не может познавать, но и не может быть носите-
лем человеческого сознания. Признание этих двух истин и порождает про-
блему соотношения индивидуального и социального в познании. «Как по-
казывают социальные исследования, онтогенез личности есть процесс со-
циализации, присвоение социально значимых духовных ценностей. В то
же время он представляет собой процесс индивидуализации – формирова-
ния имманентных ценностных структур, определяющих внутреннюю по-
зиции личности, систему ее убеждений и направления ее социальной ак-
тивности…» [1. С. 158].
      В современных условиях индивид, чтобы заниматься познавательной
деятельностью, развивать общечеловеческое научное познание, должен в
своем индивидуальном развитии пройти два этапа: первый этап – социали-
зации, второй – специализации.
      Человек появляется на свет с естественной, наследственной предрас-
положенностью к познанию и языку. В социализации личности особо важ-
ную роль играет язык. Он, как известно, обладает двумя функциями, поя-
вившимися еще на уровне языка животных: экспрессивной функцией, вы-
ражающей состояние организма, и коммуникативной, направленной на пе-
редачу сигнала себе подобным. Эти функции полностью задействуются на
ранних этапах развития ребенка. Однако человеческий язык, которым вла-
деют родители ребенка, как отмечает в своем исследовании К. Поппер [5.
С. 456], обладает еще дескриптивной и аргументативной функциями. Пер-
вая связана с регулированием истинности-ложности содержащейся в языке
информации, вторая – обоснованностью или необоснованностью этой ин-
формации. Именно эти функции в знаковой форме несут информацию, не-
сводимую к чувственному опыту, информацию, восприятие которой фор-
мирует способность мыслить, т.е. духовно овладевать внеопытным содер-
жанием, фантазировать, воображать, изобретать, создавать свой духовный
мир. Психология развития индивидуального сознания ребенка это особая
тема. Мы ограничимся лишь рассмотрением индивидуального развития с
точки зрения формирования у индивида тех предпосылок, которые необ-
ходимы ему, чтобы быть причастным к развитию общечеловеческого по-
знания.
      С полным обоснованием можно говорить о двух путях развития ин-
дивидуального сознания: первый – это путь усвоения уже приобретенных