Философия. Актуальные проблемы бытия, человека и общества. Баранников В.П - 58 стр.

UptoLike

Рубрика: 

58
вида к когорте развивающих человеческое познание первооткрывателей
является его творческий потенциал. Творческая деятельность это тот пси-
хологический феномен, без которого немыслимо ни одно гносеологиче-
ское учение. Парадокс этого феномена с точки зрения адекватного описа-
ния процесса познания заключается в том, что это самый важный и самый
«тайный» момент развития индивидуального человеческого познания. Как
предположение, можно утверждать, что «тайна творчества» - в его инди-
видуальном характере, поэтому обобщения этой деятельности в научных
выводах и положениях не в состоянии выразить главного: как к первоот-
крывателю приходит новая идея?
Если оставить в стороне психологические тонкости индивидуального
творчества и оставаться в рамках гносеологического подхода, то весьма
интересной следует признать мысль о том, что так называемые порож-
дающие структуры в науке (попросту новые идеи) генерируются многооб-
разием культурного наследия в самом широком смысле слова. «Использо-
вание фондов культуры как источника порождающих структур знания, оз-
начает, что гносеолог исследует саморазвивающуюся, диалектическую
сферу практики, способной осваивать новые горизонты объективной дей-
ствительности, используя достигнутые и зафиксированные в культуре ре-
зультаты в роли орудий и, в свою очередь, превращая достигнутый с по-
мощью их материал в средство дальнейшего познавательного процесса» [2.
С. 58].
Появление новых, развивающих науку идей в результате творческой
деятельности индивида должно сопровождаться сознательным использо-
ванием ряда методологических установок, которые необходимы для введе-
ния новой идеи в структуру научного знания. Формой развития науки яв-
ляется гипотеза, и для ее выдвижения в первую очередь необходимо ре-
шить проблему соотношения новой идеи и уже существующего научного
знания. Новая идея, как правило, противоречит существующим представ-
лениям, с другой стороны, она не должна отвергать уже признанные ис-
тинными фундаментальные законы и принципы, например, закон сохране-
ния и превращения энергии. Это очень сложная задача, которую должен
решить первооткрыватель. Решается она в рамках преемственности между
новыми идеями и уже существующими знаниями. Не в меньшей степени
для утверждения нового знания имеет значение такой субъективный фак-
тор как личность ученого-первооткрывателя, его смелость, уверенность в
своей правоте, упорство в отстаивании принятой позиции.
Проблема истины в познании
Проблема истины является основной в гносеологическом учении, ее
решение в конечном счете зависит от понимания самой познавательной
деятельности. Все согласны с тем, что истинным является знание, соответ-
                                  58
вида к когорте развивающих человеческое познание первооткрывателей
является его творческий потенциал. Творческая деятельность это тот пси-
хологический феномен, без которого немыслимо ни одно гносеологиче-
ское учение. Парадокс этого феномена с точки зрения адекватного описа-
ния процесса познания заключается в том, что это самый важный и самый
«тайный» момент развития индивидуального человеческого познания. Как
предположение, можно утверждать, что «тайна творчества» - в его инди-
видуальном характере, поэтому обобщения этой деятельности в научных
выводах и положениях не в состоянии выразить главного: как к первоот-
крывателю приходит новая идея?
      Если оставить в стороне психологические тонкости индивидуального
творчества и оставаться в рамках гносеологического подхода, то весьма
интересной следует признать мысль о том, что так называемые порож-
дающие структуры в науке (попросту новые идеи) генерируются многооб-
разием культурного наследия в самом широком смысле слова. «Использо-
вание фондов культуры как источника порождающих структур знания, оз-
начает, что гносеолог исследует саморазвивающуюся, диалектическую
сферу практики, способной осваивать новые горизонты объективной дей-
ствительности, используя достигнутые и зафиксированные в культуре ре-
зультаты в роли орудий и, в свою очередь, превращая достигнутый с по-
мощью их материал в средство дальнейшего познавательного процесса» [2.
С. 58].
      Появление новых, развивающих науку идей в результате творческой
деятельности индивида должно сопровождаться сознательным использо-
ванием ряда методологических установок, которые необходимы для введе-
ния новой идеи в структуру научного знания. Формой развития науки яв-
ляется гипотеза, и для ее выдвижения в первую очередь необходимо ре-
шить проблему соотношения новой идеи и уже существующего научного
знания. Новая идея, как правило, противоречит существующим представ-
лениям, с другой стороны, она не должна отвергать уже признанные ис-
тинными фундаментальные законы и принципы, например, закон сохране-
ния и превращения энергии. Это очень сложная задача, которую должен
решить первооткрыватель. Решается она в рамках преемственности между
новыми идеями и уже существующими знаниями. Не в меньшей степени
для утверждения нового знания имеет значение такой субъективный фак-
тор как личность ученого-первооткрывателя, его смелость, уверенность в
своей правоте, упорство в отстаивании принятой позиции.

                    Проблема истины в познании

      Проблема истины является основной в гносеологическом учении, ее
решение в конечном счете зависит от понимания самой познавательной
деятельности. Все согласны с тем, что истинным является знание, соответ-