Составители:
Рубрика:
7
6) учителя - духовные лица и светские, готовившиеся к занятию ду-
ховных должностей;
7) образование на протяжении рассматриваемого периода прошло две
ступени: элементарное - у мастеров грамоты, научное - в благоустроенных
школах.
При дальнейшем изучении церковного периода истории русской педа-
гогики студентам рекомендуется систематизировать фактический материал
в соответствии с перечисленными особенностями данного периода.
Тема 3. Воспитательный
идеал педагогики церковного периода
При изучении данной темы важно понять, что для создания сколько-
нибудь самобытной педагогической системы в Древней Руси не было бла-
гоприятных условий. Поэтому для удовлетворения потребности в воспита-
нии детей педагогику заимствовали. Заимствование определилось двумя
условиями: религиозностью русских и патриархальным складом русской
семьи. Русскому народу более
подходила такая педагогическая система,
которая отличалась религиозным духом, носила ореол святости, утвержда-
лась на слове божьем. Русские заимствовали педагогику из Библии и книг
Ветхого завета.
Педагогический идеал, описываемый в этих книгах, таков: во главе
семьи стоит отец, источник не только земного благополучия семьи, но и ее
вечного спасения, источник милости
божьей к семье.
Жена не считается равноправной с мужем, она должна во всем пови-
новаться ему, быть верной ему - и в этом ее главная добродетель.
Дети - не что иное, как только служители родителей, и независимого
от родителей положения иметь не могут.
Следует учесть, что руководящий мотив ветхозаветной педагогики в
отношениях родителей
к детям - последовательный родительский эгоизм,
выражающийся в суровом до жестокости унижении детской воли и полном
подчинении детей родителям, доходящем до потери детьми всех прав.
Древнерусский воспитательный идеал выражается в различных сбор-
никах нравственно-религиозного содержания: "Пчела", "Прологи", "Домо-
строй" и других. Например, в педагогическом сборнике XVII века повторя-
ется известная мысль
о необходимости внушать духовную мудрость детям
смолоду. Это внушение совершается в такой последовательности: в первом
семилетии нужно обучать детей говорить "благая и чистая словеса, а не
худая и скверная"; во втором семилетии дети учатся какому-либо художе-
ству (ремеслу) и особенно оберегаются от дурных примеров; в третьем се-
милетии дети должны
быть обучаемы страху Божию и премудрости, как
жить по-божьи и честно гражданствовать.
6) учителя - духовные лица и светские, готовившиеся к занятию ду- ховных должностей; 7) образование на протяжении рассматриваемого периода прошло две ступени: элементарное - у мастеров грамоты, научное - в благоустроенных школах. При дальнейшем изучении церковного периода истории русской педа- гогики студентам рекомендуется систематизировать фактический материал в соответствии с перечисленными особенностями данного периода. Тема 3. Воспитательный идеал педагогики церковного периода При изучении данной темы важно понять, что для создания сколько- нибудь самобытной педагогической системы в Древней Руси не было бла- гоприятных условий. Поэтому для удовлетворения потребности в воспита- нии детей педагогику заимствовали. Заимствование определилось двумя условиями: религиозностью русских и патриархальным складом русской семьи. Русскому народу более подходила такая педагогическая система, которая отличалась религиозным духом, носила ореол святости, утвержда- лась на слове божьем. Русские заимствовали педагогику из Библии и книг Ветхого завета. Педагогический идеал, описываемый в этих книгах, таков: во главе семьи стоит отец, источник не только земного благополучия семьи, но и ее вечного спасения, источник милости божьей к семье. Жена не считается равноправной с мужем, она должна во всем пови- новаться ему, быть верной ему - и в этом ее главная добродетель. Дети - не что иное, как только служители родителей, и независимого от родителей положения иметь не могут. Следует учесть, что руководящий мотив ветхозаветной педагогики в отношениях родителей к детям - последовательный родительский эгоизм, выражающийся в суровом до жестокости унижении детской воли и полном подчинении детей родителям, доходящем до потери детьми всех прав. Древнерусский воспитательный идеал выражается в различных сбор- никах нравственно-религиозного содержания: "Пчела", "Прологи", "Домо- строй" и других. Например, в педагогическом сборнике XVII века повторя- ется известная мысль о необходимости внушать духовную мудрость детям смолоду. Это внушение совершается в такой последовательности: в первом семилетии нужно обучать детей говорить "благая и чистая словеса, а не худая и скверная"; во втором семилетии дети учатся какому-либо художе- ству (ремеслу) и особенно оберегаются от дурных примеров; в третьем се- милетии дети должны быть обучаемы страху Божию и премудрости, как жить по-божьи и честно гражданствовать. 7
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- …
- следующая ›
- последняя »