Содержание и оценка педагогической практики студентов филологического факультета. Базилевская В.Б - 42 стр.

UptoLike

Рубрика: 

43
Это было в Бонне . Однажды в лунный весенний вечер я зашёл к Бетховену. Я хотел
прогуляться с ним . Вскоре мы шли по тёмной и узкой улице . Вдруг Бетховен
неожиданно остановился. «Подожди, сказал он. Кто - то играет мою сонату и как
хорошо играет!» Мы стояли около бедного маленького домика и слушали с
восхищением. Через некоторое время музыка оборвалась, и мы услышали
сдержанное рыдание . «Я не могу больше играть , говорил чей-то голос. …Я
понимаю , что играю не так… если бы когда -нибудь услышать это в исполнении
настоящего большого музыканта ! »
Перестань, сестра, возразил другой голос, зачем мечтать о
невозможном.
Войдём , сказал Бетховен, и голос его дрогнул.
Он отворил дверь, и мы вошли . Молодой человек чинил старый сапог. У
старомодного рояля сидела девушка .
Извините , сказал Бетховен, я слышал здесь музыку, и мы вошли ; я тоже
музыкант. Я слышал, что вы говорили ; вам хочется музыки , я поиграю вам…
Спасибо, сказал хозяин, но инструмент наш слишком плох и у нас нет
нот.
Нет нот, повторил Бетховен, но как же вы играете ? Он взглянул в
глаза девушке , и только тут мы заметили , что она была слепа .
Извините , сказал Бетховен, но где вы слышали то , что сейчас играли ?
Несколько лет назад около нас жила дама, она очень хорошо играла , и я
много запомнила .
Бетховен ничего не сказал, сел за рояль и заиграл. Никогда и ни перед кем не играл
Бетховен так, как играл в жилище бедного сапожника и его слепой сестры. Брат и
сестра слушали , затаив дыхание . Единственная свеча , освещавшая комнату , вдруг
вспыхнула и погасла . Бетховен остановился, а я отворил ставни, и лунный свет
вливался в комнату . Голова Бетховена опустилась на грудь, руки неподвижно
лежали на коленях , он казался погружённым в глубокое раздумье…
Бетховен заиграл ту самую сонату , которую играла слепая девушка . Крик
восторга вырвался у брата и сестры, они бросились к Бетховена и припали к его рукам.
«Мы узнали ! Вы Бетховен!» повторяли они. Он встал и собрался уходить , но они
удержали его . Он не протестовал и снова сел за рояль . По -прежнему спокойно и ясно
светил месяц и освещал величавую голову Бетховена , его мощную и благородную
фигуру. «Я хочу, проговорил он, написать новую сонату и посвятить её лунному
свету» . Он глядел в окно , где плыла луна и мерцали далёкие звёзды.
Мы вышли . «Мне надо домой, сказал Бетховен, надо написать мою лунную
сонату , пока я слышу её» .
Он просидел всю ночь и следующее утро. Так создалась «Лунная соната»,
которой мы восхищаемся, которой будут наслаждаться люди, пока стоит мир. (Миллер
Ц.Г.; Розентретер Е.А. Сборник текстов для изложений с грамматическим заданием.
М ., 1982. С.80 81.)
Как можно озаглавить текст?
(«Лунная соната»)
Какова тема этого текста ?
(история создания «Лунной сонаты» )
Какова основная мысль ?
(искусство обладает великой силой)
                                                      43


   Э то б ыло в Бо нне . О дна ж дыв лунный ве се нни й ве че р я за ш ёл к Бе тх о ве ну. Я х о те л
   пр о гуляться с ни м . В ско р е м ыш ли по тём но й и узко й ули це . В др уг Бе тх о ве н
   не о ж и да нно о ста но ви лся. «По до ж ди , – ска за л о н. – Кто -то и гр а е тм о ю со на ту и ка к
   х о р о ш о и гр а е т!» М ысто яли о ко ло б е дно го м а ле нько го до м и ка и слуш а ли с
   во сх и щ е ни е м . Че р е з не ко то р о е вр е м я м узыка о б о р ва ла сь, и м ыуслыш а ли
   сде р ж а нно е р ыда ни е . «Я не м о гу б о льш е и гр а ть, – го во р и л че й-то го ло с. – … Я
   по ни м а ю , что и гр а ю не та к… е сли б ыко гда -ни б удь услыш а ть э то в и спо лне ни и
   на сто ящ е го б о льш о го м узыка нта !»
           – Пе р е ста нь, се стр а , – во зр а зи л др уго й го ло с, – за че м               м е чта ть о
не во зм о ж но м .
           – В о йдём , – ска за л Бе тх о ве н, и го ло с е го др о гнул.
   О н о тво р и л две р ь, и м ыво ш ли . М о ло до й че ло ве к чи ни л ста р ый са по г. У
   ста р о м о дно го р о яля си де ла де вуш ка .
           – И зви ни те , – ска за л Бе тх о ве н, – я слыш а л зде сь м узыку, и м ы во ш ли ; я то ж е
м узыка нт. Я слыш а л, что выго во р и ли ; ва м х о че тся м узыки , я по и гр а ю ва м …
           – Спа си б о , – ска за л х о зяи н, – но и нстр ум е нтна ш сли ш ко м пло х и у на с не т
но т.
           – Не т но т, – по вто р и л Бе тх о ве н, – но ка к ж е вы и гр а е те ? – О н взглянул в
гла за де вуш ке , и то лько тутм ыза м е ти ли , что о на б ыла сле па .
           – И зви ни те , – ска за л Бе тх о ве н, – но где выслыш а ли то , что се йча с и гр а ли ?
           – Не ско лько ле т на за д о ко ло на с ж и ла да м а , о на о че нь х о р о ш о и гр а ла , и я
м но го за по м ни ла .
   Бе тх о ве н ни че го не ска за л, се л за р о яль и за и гр а л. Ни ко гда и ни пе р е д ке м не и гр а л
   Бе тх о ве н та к, ка к и гр а л в ж и ли щ е б е дно го са по ж ни ка и е го сле по й се стр ы. Бр а ти
   се стр а слуш а ли , за та и в дых а ни е . Еди нстве нна я све ча , о све щ а вш а я ко м на ту, вдр уг
   вспых нула и по га сла . Бе тх о ве н о ста но ви лся, а я о тво р и л ста вни , и лунный све т
   вли ва лся в ко м на ту. Го ло ва Бе тх о ве на о пусти ла сь на гр удь, р уки не по дви ж но
   ле ж а ли на ко ле нях , о н ка за лся по гр уж ённым в глуб о ко е р а здум ье …
           Бе тх о ве н за и гр а л ту са м ую со на ту, ко то р ую и гр а ла сле па я де вуш ка . Кр и к
во сто р га выр ва лся у б р а та и се стр ы, о ни б р о си ли сь к Бе тх о ве на и пр и па ли к е го р ука м .
« М ы узна ли ! В ы – Бе тх о ве н!» – по вто р яли о ни . О н вста л и со б р а лся ух о ди ть, но о ни
уде р ж а ли е го . О н не пр о те сто ва л и сно ва се л за р о яль. По -пр е ж не м у спо ко йно и ясно
све ти л м е сяц и о све щ а л ве ли ча вую го ло ву Бе тх о ве на , е го м о щ ную и б ла го р о дную
ф и гур у. «Я х о чу, – пр о го во р и л о н, – на пи са ть но вую со на ту и по святи ть е ё лунно м у
све ту» . О н гляде л в о кно , где плыла луна и м е р ца ли да лёки е звёзды.
           М ывыш ли . «М не на до до м о й, – ска за л Бе тх о ве н, – на до на пи са ть м о ю лунную
со на ту, по ка я слыш у е ё» .
           О н пр о си де л всю но чь и сле дую щ е е утр о . Та к со зда ла сь «Л унна я со на та » ,
ко то р о й м ы во сх и щ а е м ся, ко то р о й б удутна сла ж да ться лю ди , по ка сто и тм и р . (М и лле р
Ц .Г.; Ро зе нтр е те р Е.А. Сб о р ни к те ксто в для и зло ж е ни й с гр а м м а ти че ски м за да ни е м . –
М ., 1982. – С.80– 81.)

   – Ка к м о ж но о за гла ви ть те кст?

           («Л унна я со на та » )
           – Ка ко ва те м а э то го те кста ?
           (и сто р и я со зда ни я «Л унно й со на ты» )
           – Ка ко ва о сно вна я м ысль?
           (и скусство о б ла да е тве ли ко й си ло й)