ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
ПРОГРАММА КУРСА
«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
КОНЦА XIX-НАЧАЛА XХ ВЕКА»
Введение
Эстетика и менталитет конца XIX века. Общественно-духовная ситуация
рубежа веков. Основные художественно-эстетические и философские направ-
ления. Новый подход к трактовке человеческой сути и поведения (позити-
вистские, декадентские, психоаналитические, теологические и др. концеп-
ции). Основные концепции культурофилософской мысли конца XIXв: Ф.-
Ницше и настроения «конца века», пессимизм А.Шопенгауэра, позитивизм
О.Конта, Г.Спенсера, А. Бергсон и теория интуитивизма.
Реализм конца XIX века. Влияние натурализма. Становление новой эсте-
тики реализма в эпоху декаданса. Поиск нового героя. Жанровое своеобра-
зие, традиции и новаторство («роман воспитания», «семейные хроники», «ро-
ман идей», «роман-река» и т.д.)
Натурализм: поэтика, метод, идеология. Позитивизм как философская
основа натурализма. Г. Спенсер, О. Конт, эстетика И. Тэна. Биологичность и
прозаичность натуралистического видения мира. Философия Спинозы (пан-
теизм). Значение достижений в области естественных наук для развития на-
турализма. Теория «трех факторов» и ее художественная реализация в твор-
честве братьев Гонкуров и Э.Золя. Отход от реализма, преобладание среды
над характером в натуралистическом методе. Роль наследственности в ста-
новлении и реализации личности. Обращение к подсознанию человека,
углубленный психологизм в создании художественного образа. Показ челове-
ка как существа биологизированного, слабого и безвольного. Обращение к
теме «низов». Социальный протест против насилия над человеческой приро-
дой и тема социально-биологического возмездия в натуралистическом рома-
не. Поэтика натурализма: акцент на отображение видимой стороны внешнего
мира, показ человеческого сознания через внешние проявления, подтекст.
Бытовизм и физиологизм натурализма. Образ большого города и маленького,
задавленного бесчеловечным обществом человека. Отказ от социального де-
терминизма, утрирование биологической сути индивида через преувеличен-
ное внимание к наследственности. Натуралистическая аллегория и символи-
ка. Эволюция натурализма от изображения «запретных тем» к созданию со-
циально-биологической картины мира в творчестве Э.Золя. Роль бессозна-
тельного, проблема пола, образ женщины. Фрейд и постнатурализм. Творче-
ство П.Бурже. Влияние А. Шопенгауэра. Связь натуралистического художе-
ственного письма и импрессионизма (акцент на деталях, «телеграфный
стиль», фрагментарность изображения и т.д.). Значение натурализма в раз-
витии литературы XX века.
Декаданс 1870-1890гг. как культурологическая категория и тип творче-
ского мышления. Роль эпохи декаданса в формировании нереалистической
эстетики. Пессимизм декаданса и его социально-исторические и философ-
ские причины. Эстетика декаданса. Требование свободы творчества («искус-
ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА XIX-НАЧАЛА XХ ВЕКА» Введение Эстетика и менталитет конца XIX века. Общественно-духовная ситуация рубежа веков. Основные художественно-эстетические и философские направ- ления. Новый подход к трактовке человеческой сути и поведения (позити- вистские, декадентские, психоаналитические, теологические и др. концеп- ции). Основные концепции культурофилософской мысли конца XIXв: Ф.- Ницше и настроения «конца века», пессимизм А.Шопенгауэра, позитивизм О.Конта, Г.Спенсера, А. Бергсон и теория интуитивизма. Реализм конца XIX века. Влияние натурализма. Становление новой эсте- тики реализма в эпоху декаданса. Поиск нового героя. Жанровое своеобра- зие, традиции и новаторство («роман воспитания», «семейные хроники», «ро- ман идей», «роман-река» и т.д.) Натурализм: поэтика, метод, идеология. Позитивизм как философская основа натурализма. Г. Спенсер, О. Конт, эстетика И. Тэна. Биологичность и прозаичность натуралистического видения мира. Философия Спинозы (пан- теизм). Значение достижений в области естественных наук для развития на- турализма. Теория «трех факторов» и ее художественная реализация в твор- честве братьев Гонкуров и Э.Золя. Отход от реализма, преобладание среды над характером в натуралистическом методе. Роль наследственности в ста- новлении и реализации личности. Обращение к подсознанию человека, углубленный психологизм в создании художественного образа. Показ челове- ка как существа биологизированного, слабого и безвольного. Обращение к теме «низов». Социальный протест против насилия над человеческой приро- дой и тема социально-биологического возмездия в натуралистическом рома- не. Поэтика натурализма: акцент на отображение видимой стороны внешнего мира, показ человеческого сознания через внешние проявления, подтекст. Бытовизм и физиологизм натурализма. Образ большого города и маленького, задавленного бесчеловечным обществом человека. Отказ от социального де- терминизма, утрирование биологической сути индивида через преувеличен- ное внимание к наследственности. Натуралистическая аллегория и символи- ка. Эволюция натурализма от изображения «запретных тем» к созданию со- циально-биологической картины мира в творчестве Э.Золя. Роль бессозна- тельного, проблема пола, образ женщины. Фрейд и постнатурализм. Творче- ство П.Бурже. Влияние А. Шопенгауэра. Связь натуралистического художе- ственного письма и импрессионизма (акцент на деталях, «телеграфный стиль», фрагментарность изображения и т.д.). Значение натурализма в раз- витии литературы XX века. Декаданс 1870-1890гг. как культурологическая категория и тип творче- ского мышления. Роль эпохи декаданса в формировании нереалистической эстетики. Пессимизм декаданса и его социально-исторические и философ- ские причины. Эстетика декаданса. Требование свободы творчества («искус-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »