История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Бешукова Ф.Б. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

ство для искусства» и «искусство жизни», «чистое искусство» и т.д.). Траги-
ческий конфликт художника и «жизни». Эстетизм декаданса. Особое место
религии.
Импрессионизм как «новое письмо» конца века. Импрессионизм и дека-
данс. Импрессионизм и символизм. Проблема соотношения живописи и ли-
тературы. Роль мимолетного, «телеграфный стиль» импрессионизма. Новелла
и лирические стихотворения («пейзаж души») главные жанровые формы
импрессионистического творчества.
Символизм: мировидение, поэтика, эстетика. Разрыв между действитель-
ностью и сознанием человека. Особенности художественного мышления де-
кадентов. Ницше, Шопенгауэр, А. Бергсон и символизм. Тема «заката Евро-
пы». Поэтика символизма: декадентское понятие символа. Символ как уста-
новление интуитивного соответствия между глубинным, потаенным смыслом
и его предметным отражением. Музыкальность символа. Сознательное и
бессознательное в символе. Проблема одиночества человека, непонимание
им окружающего мира. Восприятие мира как хаоса, враждебной силы.
Проблема «воли». Влияние Ницше. Красота как цель символистского творче-
ства, проявление «воли» гения. Эстетизм символизма, теория «чистого искус-
ства». Метафизика «зла» в символизме. Две тенденции в символизме: религи-
озная и нерелигиозная. Поэтика символизма. Основная проблема реформа
стиха и поэтического языка. Отказ от классического стихосложения и об-
ращение к образной системе (ритм, музыкальность, тоника стиха). Свобод-
ный стих. Значение аллюзий, реминисценций. Связь с античностью, с шекс-
пировской поэзией. Проблема разговорного языка в стихе. Символистский
роман. Влияние романтизма. Проблема творчества, художника и художе-
ственной реальности. Отказ от общественности, уход во внутренний мир ин-
дивидуума. Парадокс как принцип композиции. «Роман в романе». Проблема
времени и пространства. Мотив вечного возвращения. Стилизация и пародия
в символистском романе. Символистская драма. Новаторство Ибсена. Твор-
чество Метерлинка и его значение в формировании символистского театра.
Отказ от классической драмы «идей» и метода «вживания в образ». Подчерк-
нутая театральность действия и акцент на лиричность драмы. Мотивы пробу-
ждения, возмездия, смерти. Влияние древнегреческой драмы, элементы
фольклора. Натуралистические элементы в позднесимволистской драме, ее
экспрессивность и эпатажность.
Место натурализма, импрессионизма, символизма в декадансе и соотно-
шение между ними.
Восприятие западной культуры рубежа веков в России. Влияние Турге-
нева, Достоевского, Л. Толстого, Чехова на зарубежную литературу. Достоев-
ский как «русский Ницше». Проблема взаимосвязей (Роллан и Толстой, Гам-
сун и Достоевский). Русские философы и западная культура: Соловьев,
Л.Шестов, А.Белый о Ницше; Толстой, Розанов, Горький о декадансе; Ме-
режковский, Блок, Вяч. Иванов, Флоренский, Бердяев о «закате Европы» и
кризисе гуманизма. Символизм и русские поэты. Переводы Брюсова, Аннен-
ского, Сологуба, Бальмонта, Пастернака. Реминисценции из западной поэзии
в культуре «серебряного века».
ство для искусства» и «искусство жизни», «чистое искусство» и т.д.). Траги-
ческий конфликт художника и «жизни». Эстетизм декаданса. Особое место
религии.
     Импрессионизм как «новое письмо» конца века. Импрессионизм и дека-
данс. Импрессионизм и символизм. Проблема соотношения живописи и ли-
тературы. Роль мимолетного, «телеграфный стиль» импрессионизма. Новелла
и лирические стихотворения («пейзаж души») – главные жанровые формы
импрессионистического творчества.
     Символизм: мировидение, поэтика, эстетика. Разрыв между действитель-
ностью и сознанием человека. Особенности художественного мышления де-
кадентов. Ницше, Шопенгауэр, А. Бергсон и символизм. Тема «заката Евро-
пы». Поэтика символизма: декадентское понятие символа. Символ как уста-
новление интуитивного соответствия между глубинным, потаенным смыслом
и его предметным отражением. Музыкальность символа. Сознательное и
бессознательное в символе. Проблема одиночества человека, непонимание
им окружающего мира. Восприятие мира как хаоса, враждебной силы.
Проблема «воли». Влияние Ницше. Красота как цель символистского творче-
ства, проявление «воли» гения. Эстетизм символизма, теория «чистого искус-
ства». Метафизика «зла» в символизме. Две тенденции в символизме: религи-
озная и нерелигиозная. Поэтика символизма. Основная проблема – реформа
стиха и поэтического языка. Отказ от классического стихосложения и об-
ращение к образной системе (ритм, музыкальность, тоника стиха). Свобод-
ный стих. Значение аллюзий, реминисценций. Связь с античностью, с шекс-
пировской поэзией. Проблема разговорного языка в стихе. Символистский
роман. Влияние романтизма. Проблема творчества, художника и художе-
ственной реальности. Отказ от общественности, уход во внутренний мир ин-
дивидуума. Парадокс как принцип композиции. «Роман в романе». Проблема
времени и пространства. Мотив вечного возвращения. Стилизация и пародия
в символистском романе. Символистская драма. Новаторство Ибсена. Твор-
чество Метерлинка и его значение в формировании символистского театра.
Отказ от классической драмы «идей» и метода «вживания в образ». Подчерк-
нутая театральность действия и акцент на лиричность драмы. Мотивы пробу-
ждения, возмездия, смерти. Влияние древнегреческой драмы, элементы
фольклора. Натуралистические элементы в позднесимволистской драме, ее
экспрессивность и эпатажность.
     Место натурализма, импрессионизма, символизма в декадансе и соотно-
шение между ними.
     Восприятие западной культуры рубежа веков в России. Влияние Турге-
нева, Достоевского, Л. Толстого, Чехова на зарубежную литературу. Достоев-
ский как «русский Ницше». Проблема взаимосвязей (Роллан и Толстой, Гам-
сун и Достоевский). Русские философы и западная культура: Соловьев,
Л.Шестов, А.Белый о Ницше; Толстой, Розанов, Горький о декадансе; Ме-
режковский, Блок, Вяч. Иванов, Флоренский, Бердяев о «закате Европы» и
кризисе гуманизма. Символизм и русские поэты. Переводы Брюсова, Аннен-
ского, Сологуба, Бальмонта, Пастернака. Реминисценции из западной поэзии
в культуре «серебряного века».