История экономических учений. Биндер А.И. - 107 стр.

UptoLike

Составители: 

109
от западноевропейского, который не выдвигал программы коренного изменения отношений
собственности.
Известный русский экономист М.И. Туган-Барановский (1865— 1919) также большое
внимание уделяет проблемам экономического и социально-политического развития России.
Этой проблеме посвящена его известная работа «Социализм как положительное учение»
(1918). В отличие от представителей народничества Туган- Барановский считает, что Россия
уже встала на путь развития капитализма и весь вопрос заключается в том, что несет
капитализмгибель или «с ним загорается заря надежды». В традициях русской
социально-экономической мысли он критикует капиталистическую систему хозяйства,
отмечая, что при данном строе, что огромное большинство населения обречены постоянно
служить средством для увеличения благосостояния других общественных классов,
несравненно менее многочисленных. Поэтому неизбежен переход к социалистическому
обществу. Цель социализма, как отмечает Туган-Барановский, устроить жизнь на началах
свободы, правды и справедливости. Он считал, что в основе социализма как учения о
справедливом обществе должна лежать этическая идея, сформулированная И. Кантом
идея о равноценности человеческой личности, о человеческой личности как цели в себе.
Туган-Барановский пишет, «...что люди равны по своим правам на жизнь и счастье, равны по
тому уважению, к каким мы должны относиться к интересам их всех, они равны по
бесконечной ценности, которой обладает личность каждого из них». При социализме, по его
мнению, развитие каждой отдельной личности становится главной общественной целью.
Большое внимание Туган-Барановский уделяет анализу типов социализма, выделяя
государственный, коммунальный и синдикальный социализм, считая при этом, что именно
государственный социализм придает общественному производству пропорциональность и
планомерность и дает возможность быстрого роста общественного богатства
1
. Он считает,
Рассматривая
эти вопросы он показал, что правильно понятая теория предельной полезности не
только не опровергает трудовую теорию стоимости Д. Рикардо и К. Маркса, но и
представляет собой неожиданное подтверждение учения о стоимости данных экономистов.
Как и большинство русских экономистов, Туган-Барановский не ограничился односторонним
противопоставлением полезности и затрат как двух основных факторов ценности. Полагая,
что теория Рикардо подчеркивает объективные факторы ценности, а теория Менгера
субъективные, он пытается доказать, теория Рикардо не исключает, а лишь дополняет
теорию предельной полезности. Логика рассуждений Туган-Барановского такова:
«Предельная полезностьполезность последних единиц каждого рода продуктов
изменяется в зависимости от размеров производства. Мы можем понижать или повышать
предельную полезность путем расширения или сокращения производства. Напротив,
трудовая стоимость единицы продукта есть нечто объективно данное, не зависящее от
нашей воли. Отсюда следует, что при сопоставлении хозяйственного плана определяющим
моментом должна быть трудовая стоимость, а определяемымпредельная полезность.
Если трудовая стоимость продуктов различна, но польза, получаемая в последнюю единицу
времени одинакова, то следует вывод, что полезность последних единиц свободно
воспроизводимых продуктов каждого родаих предельная полезностьдолжна быть
обратно пропорциональна относительному количеству этих продуктов в единицу рабочего
времени. Иначе говоря, должна быть прямо пропорциональна трудовой стоимости тех же
продуктов»
2
. И значит, по мнению Туган-Барановского, обе теории находятся в полной
гармонии. Теория предельной полезности выясняет субъективные, трудовая теория
стоимостиобъективные факторы хозяйственной ценности. Именно Туган-Барановский
обосновал положение, что предельная полезность свободно воспроизводимых
1
Государственным социализмом, по мнению Туган-Барановского, может быть назван такой строй социализма, при
котором хозяйственной единицей являлось бы все государство. Под синдикальным социализмом Туган-Барановский понимает
такую форму социалистического строя, при которой средства производства принадлежат не всему государству, как целому, но
отдельным группам рабочих, работающих при помощи этих средств производства. При этом каждая из этих групп рабочих
является автономной и самоуправляющейся производительной единицей. Однако при этом типе социализма роль государства
остается очень значительной, так как только государство может согласовывать действия различных рабочих ассоциаций. При
коммунальном же социализме государство совершенно исчезает или его роль сводится к очень незначительным функциям.
Самым замечательным представителем коммунального социализма Туган-Барановский считал Ш. Фурье.
2
М.И. Туган-Барановский. Основы политической экономии. Издание 4-е. Петроград, 1917. Стр. 50.
                                                         109
от западноевропейского, который не выдвигал программы коренного изменения отношений
собственности.
       Известный русский экономист М.И. Туган-Барановский (1865— 1919) также большое
внимание уделяет проблемам экономического и социально-политического развития России.
Этой проблеме посвящена его известная работа «Социализм как положительное учение»
(1918). В отличие от представителей народничества Туган- Барановский считает, что Россия
уже встала на путь развития капитализма и весь вопрос заключается в том, что несет
капитализм — гибель или «с ним загорается заря надежды». В традициях русской
социально-экономической мысли он критикует капиталистическую систему хозяйства,
отмечая, что при данном строе, что огромное большинство населения обречены постоянно
служить средством для увеличения благосостояния других общественных классов,
несравненно менее многочисленных. Поэтому неизбежен переход к социалистическому
обществу. Цель социализма, как отмечает Туган-Барановский, устроить жизнь на началах
свободы, правды и справедливости. Он считал, что в основе социализма как учения о
справедливом обществе должна лежать этическая идея, сформулированная И. Кантом —
идея о равноценности человеческой личности, о человеческой личности как цели в себе.
Туган-Барановский пишет, «...что люди равны по своим правам на жизнь и счастье, равны по
тому уважению, к каким мы должны относиться к интересам их всех, они равны по
бесконечной ценности, которой обладает личность каждого из них». При социализме, по его
мнению, развитие каждой отдельной личности становится главной общественной целью.
       Большое внимание Туган-Барановский уделяет анализу типов социализма, выделяя
государственный, коммунальный и синдикальный социализм, считая при этом, что именно
государственный социализм придает общественному производству пропорциональность и
планомерность и дает возможность быстрого роста общественного богатства1. Он считает,
Рассматривая
       эти вопросы он показал, что правильно понятая теория предельной полезности не
только не опровергает трудовую теорию стоимости Д. Рикардо и К. Маркса, но и
представляет собой неожиданное подтверждение учения о стоимости данных экономистов.
Как и большинство русских экономистов, Туган-Барановский не ограничился односторонним
противопоставлением полезности и затрат как двух основных факторов ценности. Полагая,
что теория Рикардо подчеркивает объективные факторы ценности, а теория Менгера —
субъективные, он пытается доказать, теория Рикардо не исключает, а лишь дополняет
теорию предельной полезности. Логика рассуждений Туган-Барановского такова:
«Предельная полезность — полезность последних единиц каждого рода продуктов —
изменяется в зависимости от размеров производства. Мы можем понижать или повышать
предельную полезность путем расширения или сокращения производства. Напротив,
трудовая стоимость единицы продукта есть нечто объективно данное, не зависящее от
нашей воли. Отсюда следует, что при сопоставлении хозяйственного плана определяющим
моментом должна быть трудовая стоимость, а определяемым — предельная полезность.
Если трудовая стоимость продуктов различна, но польза, получаемая в последнюю единицу
времени одинакова, то следует вывод, что полезность последних единиц свободно
воспроизводимых продуктов каждого рода — их предельная полезность — должна быть
обратно пропорциональна относительному количеству этих продуктов в единицу рабочего
времени. Иначе говоря, должна быть прямо пропорциональна трудовой стоимости тех же
продуктов»2. И значит, по мнению Туган-Барановского, обе теории находятся в полной
гармонии. Теория предельной полезности выясняет субъективные, трудовая теория
стоимости — объективные факторы хозяйственной ценности. Именно Туган-Барановский
обосновал положение, что предельная полезность свободно воспроизводимых


        1
           Государственным социализмом, по мнению Туган-Барановского, может быть назван такой строй социализма, при
котором хозяйственной единицей являлось бы все государство. Под синдикальным социализмом Туган-Барановский понимает
такую форму социалистического строя, при которой средства производства принадлежат не всему государству, как целому, но
отдельным группам рабочих, работающих при помощи этих средств производства. При этом каждая из этих групп рабочих
является автономной и самоуправляющейся производительной единицей. Однако при этом типе социализма роль государства
остается очень значительной, так как только государство может согласовывать действия различных рабочих ассоциаций. При
коммунальном же социализме государство совершенно исчезает или его роль сводится к очень незначительным функциям.
Самым замечательным представителем коммунального социализма Туган-Барановский считал Ш. Фурье.
         2
           М.И. Туган-Барановский. Основы политической экономии. Издание 4-е. Петроград, 1917. Стр. 50.