ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
12
Рефлексия перевертывает предмет с
разных сторон и при разном освещении, так
что не остается незамеченным ничего суще-
ственного – почти как перевертывают ка-
мень, чтобы посмотреть, какова нижняя
сторона и что он покрывает.
Джон Дьюи (1997, с.60)
Изучение феномена рефлексии в психологии имеет значи-
тельно меньшую историю, чем в философии. Это и понятно,
поскольку самостоятельный статус психология как наука при-
обрела лишь в конце 19 века. В те годы интерес к феномену реф-
лексии был невелик. Как уже упоминалось, впервые механизм
рефлексии как способ самопознания был применен в психоло-
гии интроспекционизма.
Строго говоря, это и не была рефлексия в ее современном
понимании. Интроспекция (что буквально означает смотреть
внутрь) использовалась как процесс исследования собственного
психического опыта и как отчет о таком внутреннем взгляде на
психическое содержание собственного сознания.
Как известно, страдая очевидным субъективизмом, интрос-
пективный подход к изучению психики оказался непродуктив-
ным и
недолговечным (Ребер, 2001). Более того, в конце 19 – на-
чале 20 века рефлексивный метод в исследованиях в виде раз-
личных способов самонаблюдения и даже само понятие рефлек-
сии, пришедшее из философии, активно вытеснялись под влия-
нием естественнонаучной методологии таких наук, как физика,
биология, физиология, на научные стандарты которых в то вре-
мя ориентировалась
развивающаяся психология.
Однако с течением времени рефлексия завоевала свое проч-
ное место в категориальном и методическом аппарате научной
психологии. Как свидетельствует предпринятый нами анализ
литературы по психологии рефлексии, первым, кто в 20 веке
привлек к ней внимание, был известный американский ученый,
философ и психолог, Джон Дьюи.
В своей, теперь считающейся классической, работе «Как
мы ду-
Рефлексия перевертывает предмет с разных сторон и при разном освещении, так что не остается незамеченным ничего суще- ственного – почти как перевертывают ка- мень, чтобы посмотреть, какова нижняя сторона и что он покрывает. Джон Дьюи (1997, с.60) Изучение феномена рефлексии в психологии имеет значи- тельно меньшую историю, чем в философии. Это и понятно, поскольку самостоятельный статус психология как наука при- обрела лишь в конце 19 века. В те годы интерес к феномену реф- лексии был невелик. Как уже упоминалось, впервые механизм рефлексии как способ самопознания был применен в психоло- гии интроспекционизма. Строго говоря, это и не была рефлексия в ее современном понимании. Интроспекция (что буквально означает смотреть внутрь) использовалась как процесс исследования собственного психического опыта и как отчет о таком внутреннем взгляде на психическое содержание собственного сознания. Как известно, страдая очевидным субъективизмом, интрос- пективный подход к изучению психики оказался непродуктив- ным и недолговечным (Ребер, 2001). Более того, в конце 19 – на- чале 20 века рефлексивный метод в исследованиях в виде раз- личных способов самонаблюдения и даже само понятие рефлек- сии, пришедшее из философии, активно вытеснялись под влия- нием естественнонаучной методологии таких наук, как физика, биология, физиология, на научные стандарты которых в то вре- мя ориентировалась развивающаяся психология. Однако с течением времени рефлексия завоевала свое проч- ное место в категориальном и методическом аппарате научной психологии. Как свидетельствует предпринятый нами анализ литературы по психологии рефлексии, первым, кто в 20 веке привлек к ней внимание, был известный американский ученый, философ и психолог, Джон Дьюи. В своей, теперь считающейся классической, работе «Как мы ду- 12
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- …
- следующая ›
- последняя »