Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия. Бизяева А.А. - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

18
Мыслитьзначит говорить с самим
собойслышать самого себя.
Иммануил Кант
Современная психологическая литература, как научного,
так и прикладного характера, можно сказать, насыщена поня-
тием рефлексии: рефлексивный подход, рефлексивное управле-
ние, рефлексивные игры и т.п. Постановка задачи развития реф-
лексивного (критического) мышления в различных образователь-
ных программах придает этому понятию ценностный характер.
Упоминание рефлексивного принципа в каких-либо методичес-
ких разработках
становится хорошим тоном.
Однако при таком широком признании этого феномена, в
психологической литературе нет однозначного определения са-
мого понятия рефлексии. Предлагается довольно большой вы-
бор толкований, заметно отличающихся по содержанию друг
от друга, что не может не смутить неподготовленного читателя.
Чем объясняется такое положение? Очевидно, ответ лежит в са-
мой природе
рефлексии.
Объем и полифоничность психологического содержания
рефлексии, ее полифункциональность, богатый спектр свойств и
признаков действительно сложно объединить в одном понятии.
Анализ исследовательских работ по психологии рефлексии дает
нам возможность выделить ряд наиболее важных аспектов в ее
современном понимании (Семенов, Степанов, 1983; Давыдов,
1986; Кулюткин, Сухобская, 1996; Холодная, 2002 и др.).
В своем теоретическом, концептуальном понимании реф-
лексия выступает как форма активного переосмысления человеком
тех или иных содержаний индивидуального сознания, деятельнос-
ти, общения.
В широком практическом смысле рефлексия рассматрива-
ется как способность человека к самоанализу, осмыслению и пере-
осмыслению своих предметно-социальных отношений с окружаю-
щим миром и представляет собой необходимую составную часть
развитого интеллекта.
Рефлексия близко соотносится
с самосознанием личности и
                                 Мыслить – значит говорить с самим
                           собой … слышать самого себя.
                                                   Иммануил Кант

     Современная психологическая литература, как научного,
так и прикладного характера, можно сказать, насыщена поня-
тием рефлексии: рефлексивный подход, рефлексивное управле-
ние, рефлексивные игры и т.п. Постановка задачи развития реф-
лексивного (критического) мышления в различных образователь-
ных программах придает этому понятию ценностный характер.
Упоминание рефлексивного принципа в каких-либо методичес-
ких разработках становится хорошим тоном.
     Однако при таком широком признании этого феномена, в
психологической литературе нет однозначного определения са-
мого понятия рефлексии. Предлагается довольно большой вы-
бор толкований, заметно отличающихся по содержанию друг
от друга, что не может не смутить неподготовленного читателя.
Чем объясняется такое положение? Очевидно, ответ лежит в са-
мой природе рефлексии.
     Объем и полифоничность психологического содержания
рефлексии, ее полифункциональность, богатый спектр свойств и
признаков действительно сложно объединить в одном понятии.
Анализ исследовательских работ по психологии рефлексии дает
нам возможность выделить ряд наиболее важных аспектов в ее
современном понимании (Семенов, Степанов, 1983; Давыдов,
1986; Кулюткин, Сухобская, 1996; Холодная, 2002 и др.).
     В своем теоретическом, концептуальном понимании реф-
лексия выступает как форма активного переосмысления человеком
тех или иных содержаний индивидуального сознания, деятельнос-
ти, общения.
      В широком практическом смысле рефлексия рассматрива-
ется как способность человека к самоанализу, осмыслению и пере-
осмыслению своих предметно-социальных отношений с окружаю-
щим миром и представляет собой необходимую составную часть
развитого интеллекта.
     Рефлексия близко соотносится с самосознанием личности и
                                                               18