Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия. Бизяева А.А. - 20 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

20
ний между людьми. Лишь на основе взаимодействия с другими, ког-
да человек старается понять мысли и действия другого и когда он
оценивает себя глазами этого другого, он оказывается в состоянии
рефлексивно отнестись и к самому себе (Кулюткин, Сухобская, 1996).
Самосознание человека, таким образом, как бы зеркально от-
ражает реакции на него других. Это
говорит об изначальной
социальной сущности нашего внутреннего Я, неотступной тенью
которого является другое Я или «Не-Я», как называет его поэт
Серебряного века Иннокентий Анненский (1979, с.255):
И грани ль ширишь бытия
Иль формы вымыслом ты множишь,
Но в самом Я от глаз Не Я
Ты никуда уйти не можешь.
Рефлексия реализует диалогичность самосознания
, которая
признается и в философии, и в психологии (М.М.Бахтин, М.Бу-
бер, Л.С.Выготский и др). «То, что было некогда диалогом меж-
ду разными людьми, становится диалогом внутри одного моз-
га», - писал Л.С. Выготский, имея в виду естественное тяготение
развитого интеллекта к внутреннему диалогу.
Интересную мысль подметил
Л.Г.Гримак (2000) в размыш-
лениях героя немецкого писателя А.Кестлера из романа «Слепя-
щая тьма» о грамматической презентации другого Я в самосоз-
нании человека: «Оказалось, что раздумьемысленный моно-
лог, это на самом-то деле диалог, в котором один собеседник
молчит, а другой вопреки грамматическим правилам называет
его не ты, а
я, чтобы втереться к нему в доверие и разузнать са-
мые сокровенные помыслы…» (Кестлер, 1988).
Роль другого Я в самосознании человека особенно заметна
в саморегуляции им своих действий и поведения. Как отмечал
М.М. Бахтин (1979), «другой» всегда имеет некий «избыток ви-
дения» и, прежде всего, он, со своей точки зрения, может меня
увидеть
так, как это принципиально недоступно мне самому. Вот
почему, поступая по-своему, человек предвидит, предчувствует
мнение на этот поступок «другого», имея его в себе.
Рефлексия как психологическая основа саморегуляции челове-
ком своей деятельности находит свое выражение в том, что человек
ний между людьми. Лишь на основе взаимодействия с другими, ког-
да человек старается понять мысли и действия другого и когда он
оценивает себя глазами этого другого, он оказывается в состоянии
рефлексивно отнестись и к самому себе (Кулюткин, Сухобская, 1996).
     Самосознание человека, таким образом, как бы зеркально от-
ражает реакции на него других. Это говорит об изначальной
социальной сущности нашего внутреннего Я, неотступной тенью
которого является другое Я или «Не-Я», как называет его поэт
Серебряного века Иннокентий Анненский (1979, с.255):
                  И грани ль ширишь бытия
                  Иль формы вымыслом ты множишь,
                  Но в самом Я от глаз – Не Я
                  Ты никуда уйти не можешь.
     Рефлексия реализует диалогичность самосознания, которая
признается и в философии, и в психологии (М.М.Бахтин, М.Бу-
бер, Л.С.Выготский и др). «То, что было некогда диалогом меж-
ду разными людьми, становится диалогом внутри одного моз-
га», - писал Л.С. Выготский, имея в виду естественное тяготение
развитого интеллекта к внутреннему диалогу.
     Интересную мысль подметил Л.Г.Гримак (2000) в размыш-
лениях героя немецкого писателя А.Кестлера из романа «Слепя-
щая тьма» о грамматической презентации другого Я в самосоз-
нании человека: «Оказалось, что раздумье – мысленный моно-
лог, это на самом-то деле диалог, в котором один собеседник
молчит, а другой вопреки грамматическим правилам называет
его не ты, а я, чтобы втереться к нему в доверие и разузнать са-
мые сокровенные помыслы…» (Кестлер, 1988).
     Роль другого Я в самосознании человека особенно заметна
в саморегуляции им своих действий и поведения. Как отмечал
М.М. Бахтин (1979), «другой» всегда имеет некий «избыток ви-
дения» и, прежде всего, он, со своей точки зрения, может меня
увидеть так, как это принципиально недоступно мне самому. Вот
почему, поступая по-своему, человек предвидит, предчувствует
мнение на этот поступок «другого», имея его в себе.
     Рефлексия как психологическая основа саморегуляции челове-
ком своей деятельности находит свое выражение в том, что человек

                                                               20