Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия. Бизяева А.А. - 21 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

21
выступает для себя и как объект управления (как Я-исполни-
тель) и как субъект управления (как Я-контролер), который
планирует, организует и анализирует собственные действия.
Ю.Н. Кулюткин и Г.С.Сухобская (1996) отмечали, что в
обычной ситуации взаимодействия с объектом в сознании чело-
века отражены лишь собственно исполнительские действия. Про-
цессы контроля
и оценки своих действий в данный момент чело-
веком не осознаются, хотя они и реально функционируют. Осоз-
нание личностью своего Я (Я - исполнителя) существенно меня-
ет позицию человека по отношению к собственной деятельнос-
ти. Человек становится не просто субъектом своей деятельнос-
ти, но и субъектом управления своей деятельности.
Обсуждая вопрос
о содержании понятия рефлексии, нельзя
не коснуться еще одного вопроса. Признаться, этот вопрос был
задан автору одним из его студентов, поэтому требует особого
рассмотрения: «Всё ли, что я думаю «про себя», есть рефлексия
Стоит сказать, что этот вопрос беспокоил и самого Джона
Дьюи. Первая глава его книги «Как мы думаем» так и
называет-
ся: «Что такое мысль. Обратимся за разъяснением к классику
психологии. Вот как Д.Дьюи (1997) объяснял различие между
разными видами мышления:
«В самом широком смысле мышление обозначает все, что,
как говорится, «придет в голову» или «взбредет на ум»… Мечта-
ние, постройка воздушных замков, свободный поток случайно-
го и разрушенного материала, стремящийся
через наш ум в мо-
менты отдыха, - все это в этом неопределенном смысле является
мышлением. Часть нашего бодрствования, большая, чем мы хо-
тели бы сознаться даже себе, проводится в этом бесплодном за-
нятии смутными мыслями и беспредметными мечтаниями
Что касается рефлексивного мышления, то оно похоже на
этот случайный поток мыслей в уме
тем, что тоже состоит в пос-
ледовательности предметов мысли; но оно отличается тем, что
для него не достаточно случайного появления случайных «того
или другого». Рефлексия подразумевает не простой ряд идей, но
их последовательный порядок, чтобы каждая определяла последую-
щую, как свое следствие, и в то же время основывалась на предыду-
выступает для себя и как объект управления (как Я-исполни-
тель) и как субъект управления (как Я-контролер), который
планирует, организует и анализирует собственные действия.
     Ю.Н. Кулюткин и Г.С.Сухобская (1996) отмечали, что в
обычной ситуации взаимодействия с объектом в сознании чело-
века отражены лишь собственно исполнительские действия. Про-
цессы контроля и оценки своих действий в данный момент чело-
веком не осознаются, хотя они и реально функционируют. Осоз-
нание личностью своего Я (Я - исполнителя) существенно меня-
ет позицию человека по отношению к собственной деятельнос-
ти. Человек становится не просто субъектом своей деятельнос-
ти, но и субъектом управления своей деятельности.
     Обсуждая вопрос о содержании понятия рефлексии, нельзя
не коснуться еще одного вопроса. Признаться, этот вопрос был
задан автору одним из его студентов, поэтому требует особого
рассмотрения: «Всё ли, что я думаю «про себя», есть рефлексия?»
     Стоит сказать, что этот вопрос беспокоил и самого Джона
Дьюи. Первая глава его книги «Как мы думаем» так и называет-
ся: «Что такое мысль?». Обратимся за разъяснением к классику
психологии. Вот как Д.Дьюи (1997) объяснял различие между
разными видами мышления:
     «В самом широком смысле мышление обозначает все, что,
как говорится, «придет в голову» или «взбредет на ум»… Мечта-
ние, постройка воздушных замков, свободный поток случайно-
го и разрушенного материала, стремящийся через наш ум в мо-
менты отдыха, - все это в этом неопределенном смысле является
мышлением. Часть нашего бодрствования, большая, чем мы хо-
тели бы сознаться даже себе, проводится в этом бесплодном за-
нятии смутными мыслями и беспредметными мечтаниями…
     Что касается рефлексивного мышления, то оно похоже на
этот случайный поток мыслей в уме тем, что тоже состоит в пос-
ледовательности предметов мысли; но оно отличается тем, что
для него не достаточно случайного появления случайных «того
или другого». Рефлексия подразумевает не простой ряд идей, но
их последовательный порядок, чтобы каждая определяла последую-
щую, как свое следствие, и в то же время основывалась на предыду-

                                                               21