ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
26
ставляет собой непрерывную, хотя и не всегда осознаваемую реф-
лексию … как процесс общения человека с собой в целях специаль-
ной психологической и физиологической самообработки, самомоби-
лизации к преодолению предстоящих трудностей» (Гримак, 2000, с.15).
Как считают ученые, на уровне самосознания принцип обрат-
ной связи находит воплощение в так называемой «нормальной двой-
ственности» человеческого
Я:
• Я как субъект, осознающий и регулирующий свои действия;
• Я как объект, осуществляющий свои действия (Кулюткин, Су-
хобская, 2000).
Современные исследования показывают, что нормальная
двойственность человеческого самосознания основана на опре-
деленных нейропсихологических механизмах. Согласно исследо-
ваниям А.Р.Лурия, процессы программирования и критической
оценки действий зависят от нормального функционирования
лобных долей коры
головного мозга. Поражение лобных долей
приводит к импульсивности действий, к потере контроля и кри-
тичности.
Исследования Ф.Д.Горбова обнаружили органическое вза-
имодействие между исполнительной и контролирующей систе-
мой психики в целостной регуляции деятельности личности, что
позволяет человеку выступать одновременно Я-исполнителем и
Я-контролером (Горбов, 1971). Так, например, объясняя новый
учебный материал
на уроке, учитель одновременно выступает и
как Я-исполнитель, который рассказывает детям о перелетных
птицах, и как Я-контролер, который анализирует то, как он де-
лает это. Играя шахматную партию, человек играет не только
против противника, но и против самого себя, мысленно делая
условные ходы «за противника».
Такая нормальная двойственность сознания
была описана
еще в конце 19 века У. Джеймсом: «О чем бы я ни думал, я всегда
в то же время более или менее осознаю самого себя, свое личное
существование. Вместе с тем ведь это я сознаю, так что мое само-
сознание является как бы двойственным – частью познаваемым
и частью познающим, частью объектом и
частью субъектом»
(Джеймс, 1991, с.80).
ставляет собой непрерывную, хотя и не всегда осознаваемую реф- лексию … как процесс общения человека с собой в целях специаль- ной психологической и физиологической самообработки, самомоби- лизации к преодолению предстоящих трудностей» (Гримак, 2000, с.15). Как считают ученые, на уровне самосознания принцип обрат- ной связи находит воплощение в так называемой «нормальной двой- ственности» человеческого Я: • Я как субъект, осознающий и регулирующий свои действия; • Я как объект, осуществляющий свои действия (Кулюткин, Су- хобская, 2000). Современные исследования показывают, что нормальная двойственность человеческого самосознания основана на опре- деленных нейропсихологических механизмах. Согласно исследо- ваниям А.Р.Лурия, процессы программирования и критической оценки действий зависят от нормального функционирования лобных долей коры головного мозга. Поражение лобных долей приводит к импульсивности действий, к потере контроля и кри- тичности. Исследования Ф.Д.Горбова обнаружили органическое вза- имодействие между исполнительной и контролирующей систе- мой психики в целостной регуляции деятельности личности, что позволяет человеку выступать одновременно Я-исполнителем и Я-контролером (Горбов, 1971). Так, например, объясняя новый учебный материал на уроке, учитель одновременно выступает и как Я-исполнитель, который рассказывает детям о перелетных птицах, и как Я-контролер, который анализирует то, как он де- лает это. Играя шахматную партию, человек играет не только против противника, но и против самого себя, мысленно делая условные ходы «за противника». Такая нормальная двойственность сознания была описана еще в конце 19 века У. Джеймсом: «О чем бы я ни думал, я всегда в то же время более или менее осознаю самого себя, свое личное существование. Вместе с тем ведь это я сознаю, так что мое само- сознание является как бы двойственным – частью познаваемым и частью познающим, частью объектом и частью субъектом» (Джеймс, 1991, с.80). 26
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- …
- следующая ›
- последняя »