Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия. Бизяева А.А. - 28 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

28
венно сдержал себя, охладилЯ ни на минуту не расстаюсь с моим
сознанием на сцене. Ни на секунду не теряю способности и привыч-
ки контролировать гармонию действия» (цит. по Кулюткин, Сухобс-
кая, 1996, с.52) .
Теперь попытаемся выяснить, как именно человек «входит»
в рефлексию. Обратимся за советом к Д.Дьюи: «Мышление не
является случаем
самовозгорания; оно не возникает на почве
«общих принципов». Есть нечто специфическое, что производит
и вызывает его. …начало мышления находится в каком-то зат-
руднении, смущении или сомнении» (Дьюи, 1997, с.21).
Современная психология придерживается близких взгля-
дов на механизм рефлексивного акта с точки зрения его практи-
ческой реализации или, как называют его исследователи
, меха-
низм «запуска». По своей психологической природе рефлексия
всегда связана с разрывом и выходом за пределы любого непос-
редственного, «автоматически» текущего процесса или действия
(Рубинштейн, 1976). Поэтому, в соответствии со структурой реф-
лексивного акта, разработанного Н.Г. Алексеевым (1976), одним
из первых условий его разворачивания является полная останов-
ка, прекращение непрерывного, «естественного» хода
какого-
либо процесса. Уже само это условие может оказаться основой
первичного различения субъектом «себя».
В практическом смысле для выхода в рефлексию достаточ-
но задать себе вопрос типа «Что происходит? Что со мной? Что
я делаю и почему Такой же эффект произведет и осознание че-
ловеком проблемности ситуации, в которой он оказался
. Невоз-
можность поступать прежним образом вызовет остановку теку-
щего психического процесса, и человеку будет представлена воз-
можность отрефлексировать себя и ситуацию.
Более высокий уровень рефлексии связан с необходимостью
фиксации случившейся остановки и самого остановленного процес-
са с целью выделения проблемы. Фиксация реализует отношение
субъекта к предмету рефлексии. Именно фиксация осуществляет
раздвоение, поляризацию
рефлексивного процесса и ведет к более
полному осознанию проблемы (Митина, 2002).
Следующими этапами рефлексивного процесса становятся
венно сдержал себя, охладил… Я ни на минуту не расстаюсь с моим
сознанием на сцене. Ни на секунду не теряю способности и привыч-
ки контролировать гармонию действия» (цит. по Кулюткин, Сухобс-
кая, 1996, с.52) .
      Теперь попытаемся выяснить, как именно человек «входит»
в рефлексию. Обратимся за советом к Д.Дьюи: «Мышление не
является случаем самовозгорания; оно не возникает на почве
«общих принципов». Есть нечто специфическое, что производит
и вызывает его. …начало мышления находится в каком-то зат-
руднении, смущении или сомнении» (Дьюи, 1997, с.21).
      Современная психология придерживается близких взгля-
дов на механизм рефлексивного акта с точки зрения его практи-
ческой реализации или, как называют его исследователи, меха-
низм «запуска». По своей психологической природе рефлексия
всегда связана с разрывом и выходом за пределы любого непос-
редственного, «автоматически» текущего процесса или действия
(Рубинштейн, 1976). Поэтому, в соответствии со структурой реф-
лексивного акта, разработанного Н.Г. Алексеевым (1976), одним
из первых условий его разворачивания является полная останов-
ка, прекращение непрерывного, «естественного» хода какого-
либо процесса. Уже само это условие может оказаться основой
первичного различения субъектом «себя».
      В практическом смысле для выхода в рефлексию достаточ-
но задать себе вопрос типа «Что происходит? Что со мной? Что
я делаю и почему?» Такой же эффект произведет и осознание че-
ловеком проблемности ситуации, в которой он оказался. Невоз-
можность поступать прежним образом вызовет остановку теку-
щего психического процесса, и человеку будет представлена воз-
можность отрефлексировать себя и ситуацию.
      Более высокий уровень рефлексии связан с необходимостью
фиксации случившейся остановки и самого остановленного процес-
са с целью выделения проблемы. Фиксация реализует отношение
субъекта к предмету рефлексии. Именно фиксация осуществляет
раздвоение, поляризацию рефлексивного процесса и ведет к более
полному осознанию проблемы (Митина, 2002).
      Следующими этапами рефлексивного процесса становятся

                                                              28