Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия. Бизяева А.А. - 27 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

27
В книге ученых-психологов Ю.Н.Кулюткина и Г.С.Сухобской (1996)
«Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгля-
ды» приводится описание эксперимента, убедительно доказывающего
высокую степень взаимодействия исполнительной и контролирующей
системы регуляции. Как известно, в процессе общения человек являет-
ся одновременно и говорящим, и слушающим, что дает ему обратную
связь, позволяя
оценивать себя. Когда в условиях эксперимента чело-
века лишали обратной связи от собственной речи (с помощью специ-
ального устройства сигналы обратной связи попадали на слух говоря-
щего опозданием или с изменением тембра звучания), то речь говоря-
щего замедлялась, изменилась структура речи: появились выпадения и
искажения слов, говорящий испытывал психическую напряженность.
Таким
образом, нарушение механизма самоконтроля, основан-
ного на обратной связи между речевым и слуховым анализаторами
в коре головного мозга, разрушает гармоничное взаимодействие в
системе «Я второе Я». Значение такого контроля действительно
велико для нормального функционирования психики, потому природа
предусмотрела и систему страховки: обратная связь в мозг говоря-
щего человека поступает не только через
органы слуха, но и от ре-
чевого аппарата; более того, по реакции другого человека говоря-
щий может и зрительно контролировать правильность своей речи.
Приведем блестящий пример рефлексивной регуляции челове-
ком своего поведения из вышеупомянутой книги:
«Шаляпин как-то заметил, что раздвоение своего Я во вре-
мя игры на сцене является
чрезвычайно трудным делом. «Когда
я пою…, воплощаемый образ передо мною всегда на смотру. Он
перед моими глазами каждый миг. Я пою и слушаю, действую и
наблюдаю. Я никогда не бываю на сцене один. На сцене два
Шаляпина. Один играет, другой контролирует Помню, как
однажды, когда Сусанин, обнимая свою дочь Антониду, поет «Ты не
кручинься, дитятко моё…», я почувствовал, как по моему лицу по-
текли слезы. В первую минуту я не обратил на это внимания, но вдруг
заметил, что вместо приятного тембра голоса из горла начинает
выходить какой-то жалобный клекот. Я испугался и сразу сообразил,
что плачу я, растроганный Шаляпин, слишком интенсивно почувство-
вал горе
Сусанина, то есть слезами лишними, ненужными, - и я мгно-
     В книге ученых-психологов Ю.Н.Кулюткина и Г.С.Сухобской (1996)
«Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгля-
ды» приводится описание эксперимента, убедительно доказывающего
высокую степень взаимодействия исполнительной и контролирующей
системы регуляции. Как известно, в процессе общения человек являет-
ся одновременно и говорящим, и слушающим, что дает ему обратную
связь, позволяя оценивать себя. Когда в условиях эксперимента чело-
века лишали обратной связи от собственной речи (с помощью специ-
ального устройства сигналы обратной связи попадали на слух говоря-
щего опозданием или с изменением тембра звучания), то речь говоря-
щего замедлялась, изменилась структура речи: появились выпадения и
искажения слов, говорящий испытывал психическую напряженность.
     Таким образом, нарушение механизма самоконтроля, основан-
ного на обратной связи между речевым и слуховым анализаторами
в коре головного мозга, разрушает гармоничное взаимодействие в
системе «Я – второе Я». Значение такого контроля действительно
велико для нормального функционирования психики, потому природа
предусмотрела и систему страховки: обратная связь в мозг говоря-
щего человека поступает не только через органы слуха, но и от ре-
чевого аппарата; более того, по реакции другого человека говоря-
щий может и зрительно контролировать правильность своей речи.
     Приведем блестящий пример рефлексивной регуляции челове-
ком своего поведения из вышеупомянутой книги:
     «Шаляпин как-то заметил, что раздвоение своего Я во вре-
мя игры на сцене является чрезвычайно трудным делом. «Когда
я пою…, воплощаемый образ передо мною всегда на смотру. Он
перед моими глазами каждый миг. Я пою и слушаю, действую и
наблюдаю. Я никогда не бываю на сцене один. На сцене два
Шаляпина. Один играет, другой контролирует… Помню, как
однажды, когда Сусанин, обнимая свою дочь Антониду, поет «Ты не
кручинься, дитятко моё…», я почувствовал, как по моему лицу по-
текли слезы. В первую минуту я не обратил на это внимания, но вдруг
заметил, что вместо приятного тембра голоса из горла начинает
выходить какой-то жалобный клекот. Я испугался и сразу сообразил,
что плачу я, растроганный Шаляпин, слишком интенсивно почувство-
вал горе Сусанина, то есть слезами лишними, ненужными, - и я мгно-

                                                                27