ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
7
ГЛА ВА 1. ПОНЯТИЕ РЕФЛЕКСИИ В ИСТОРИИ
РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ И
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
1.1. Развитие представлений о рефлексии в философии
Каждому человеку нужно иметь осо-
бо устроенный, как бы второй глаз, а не
быть, хотя и имея два глаза, похожим на
циклопа…. второй глаз есть не что иное, как
самопознание человеческого разума, без ко-
торого у нас не было бы никакого масштаба
для измерения величины наших знаний.
Иммануил Кант (1966, с.231).
Как давно известен людям феномен рефлексии? Как изме-
нялось это понятие с развитием научной мысли? Давайте попро-
буем разобраться. Для начала обратимся к сведениям, которые
нам дает Философский энциклопедический словарь (1983).
Понятие "рефлйксия" (от латинского reflexio – «обращение
назад») первоначально возникло в философии и означало про-
цесс размышления человека обо всем происходящем в его
собствен-
ном сознании. Иными словами, это деятельность самопознания,
раскрывающая человеку содержание его духовного мира.
Первыми, кто ввел понятие рефлексии в употребление, были
древнегреческие философы. Они усматривали назначение реф-
лексии в самопознании человека.
Сократ считал важнейшей задачей человека познание сво-
ей духовной активности в ее познавательной функции. Платон
указывал на важность самопознания
в связи с воспитанием та-
кой добродетели, как благоразумие, которое он определял как
знание самого себя. Аристотель признавал за рефлексией свой-
ство божественного разума, который способен обнаружить един-
ство предмета знания и знания, т.е. мыслимого и мысли.
С течением времени понятие рефлексии расширилось, что
было связано с одной из важнейших проблем
философии нового
времени - проблемы обоснования, источника знаний человека.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ РЕФЛЕКСИИ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ 1.1. Развитие представлений о рефлексии в философии Каждому человеку нужно иметь осо- бо устроенный, как бы второй глаз, а не быть, хотя и имея два глаза, похожим на циклопа…. второй глаз есть не что иное, как самопознание человеческого разума, без ко- торого у нас не было бы никакого масштаба для измерения величины наших знаний. Иммануил Кант (1966, с.231). Как давно известен людям феномен рефлексии? Как изме- нялось это понятие с развитием научной мысли? Давайте попро- буем разобраться. Для начала обратимся к сведениям, которые нам дает Философский энциклопедический словарь (1983). Понятие "рефлйксия" (от латинского reflexio – «обращение назад») первоначально возникло в философии и означало про- цесс размышления человека обо всем происходящем в его собствен- ном сознании. Иными словами, это деятельность самопознания, раскрывающая человеку содержание его духовного мира. Первыми, кто ввел понятие рефлексии в употребление, были древнегреческие философы. Они усматривали назначение реф- лексии в самопознании человека. Сократ считал важнейшей задачей человека познание сво- ей духовной активности в ее познавательной функции. Платон указывал на важность самопознания в связи с воспитанием та- кой добродетели, как благоразумие, которое он определял как знание самого себя. Аристотель признавал за рефлексией свой- ство божественного разума, который способен обнаружить един- ство предмета знания и знания, т.е. мыслимого и мысли. С течением времени понятие рефлексии расширилось, что было связано с одной из важнейших проблем философии нового времени - проблемы обоснования, источника знаний человека. 7
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »