ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
9
Особенно интенсивно развивается рефлексивный подход в фи-
лософии Западной Европы в 19-20 вв. Он призван был выра-
зить своеобразие предмета философии в системе наук, его обо-
собленность от предметно-чувственной деятельности, сосредо-
точенность на самосознании знания. Среди разных подходов в
применении рефлексивного принципа выделим те философские
направления, где роль рефлексии особенно заметна.
В
феноменологии Гуссерля рефлексия трактуется как уни-
версальный способ познания сознания, при котором «поток
переживания со всеми его разнообразными событиями… стано-
вится ясно постигаемым и анализируемым» (цит. по Философс-
кая Энциклопедия, 1967, с.501).
Современная герменевтика (Г.Гадамер, П.Рикер, К.Ясперс)
усматривает основную функцию рефлексии в интерпретации и
обосновании смысла, определяя рефлексию как
отношение меж-
ду смыслом и «Я».
Философия экзистенциализма (Ж.Сартр, М.Хайдеггер,
С.Франк) открывает в рефлексии новое содержание: она приоб-
ретает этическое свойство, становясь голосом совести человека
и обретая контролирующую сознание функцию. Рефлексия как
«осмысляющее мышление» (Хайдеггер, 1993) будит в человеке
чувство вины, побуждает его оценить свою нравственную пози-
цию, определить назначение
своего бытия.
Объективности ради, стоит упомянуть, что в философии
понятия совести и рефлексии тесно соотносились и прежде. В
подтверждение – известная фраза Канта: «Закон, живущий в нас,
называется совесть. Совесть есть, собственно, соотнесение наших
поступков с этим законом» (1966).
Для отечественной философии рефлексивный подход тра-
диционен и активно реализуется в таких направлениях, как реф
-
лексия о содержании знания, представленного в различных фор-
мах культуры (искусстве, языке, науке и др.), рефлексия о самом
процессе мышления (как мышление о мышлении), например,
анализ путей и способов формирования этических норм.
В условиях информационного общества, в связи с нараста-
ющей дифференциацией и интеграцией знаний, особенно актив-
Особенно интенсивно развивается рефлексивный подход в фи- лософии Западной Европы в 19-20 вв. Он призван был выра- зить своеобразие предмета философии в системе наук, его обо- собленность от предметно-чувственной деятельности, сосредо- точенность на самосознании знания. Среди разных подходов в применении рефлексивного принципа выделим те философские направления, где роль рефлексии особенно заметна. В феноменологии Гуссерля рефлексия трактуется как уни- версальный способ познания сознания, при котором «поток переживания со всеми его разнообразными событиями… стано- вится ясно постигаемым и анализируемым» (цит. по Философс- кая Энциклопедия, 1967, с.501). Современная герменевтика (Г.Гадамер, П.Рикер, К.Ясперс) усматривает основную функцию рефлексии в интерпретации и обосновании смысла, определяя рефлексию как отношение меж- ду смыслом и «Я». Философия экзистенциализма (Ж.Сартр, М.Хайдеггер, С.Франк) открывает в рефлексии новое содержание: она приоб- ретает этическое свойство, становясь голосом совести человека и обретая контролирующую сознание функцию. Рефлексия как «осмысляющее мышление» (Хайдеггер, 1993) будит в человеке чувство вины, побуждает его оценить свою нравственную пози- цию, определить назначение своего бытия. Объективности ради, стоит упомянуть, что в философии понятия совести и рефлексии тесно соотносились и прежде. В подтверждение – известная фраза Канта: «Закон, живущий в нас, называется совесть. Совесть есть, собственно, соотнесение наших поступков с этим законом» (1966). Для отечественной философии рефлексивный подход тра- диционен и активно реализуется в таких направлениях, как реф- лексия о содержании знания, представленного в различных фор- мах культуры (искусстве, языке, науке и др.), рефлексия о самом процессе мышления (как мышление о мышлении), например, анализ путей и способов формирования этических норм. В условиях информационного общества, в связи с нараста- ющей дифференциацией и интеграцией знаний, особенно актив- 9
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- …
- следующая ›
- последняя »