История и теория культуры. Богородская О.Е - 20 стр.

UptoLike

20
пространение практически во всех европейских странах. В России впервые поя-
вилась в XVШ веке.
АРКАТУРА (аркатурный пояс, аркатурный фриз) - декоративное украшение
стены в виде глухих арочек, опирающихся на колонки.
АРХЕТИП - типический образ, в котором отражаются феномены коллек-
тивного бессознательного.
В позднеантичной философии - прообраз, идея. Наиболее полно понятие
представлено в трудах Карла
Густава Юнга (1875 - 1961), который определял ар-
хетип как изначальные, врожденные образы (мотивы), составляющие содержание
так называемого коллективного бессознательного и лежащие в основе общечело-
веческой символики сновидений, мифов, сказок и прочих созданий фантазии, в
том числе и художественной. К. Юнг писал, что архетипы - это "... мифологиче-
ские символы, выражающие первобытность, насилие, жестокость: короче
говоря,
всю власть тьмы". Архетип - коллективный "осадок" исторического прошлого,
хранящийся в памяти людей. В этом своем качестве архетипы обусловливают
единообразие, целостность, закономерность человеческого восприятия. Однако
архетипы - это не сами образы, а схемы образов, их психологические предпосыл-
ки, их возможность. Юнг пытался наметить систематику архетипов, таких как
1)"тень" (бессознательная дочеловеческая часть
психики, литературными выра-
жениями которой Юнг считал Мефистофеля в "Фаусте" Гете, Хегни в "Песне о
нибелунгах"); 2) мудрый старец (старуха) (архетип духа, значения, скрытого за
хаосом жизни, выявляемый в образе мудрого волшебника, шамана); 3) образ ма-
тери в ее различных вариантах (богиня и ведьма, Деметра, Кибела, Богородица)
ведет к выявлению архетипа высшего женского
существа, воплощающего психо-
логические ощущения смены поколений, преодоления власти времени, бессмер-
тия, и др.
В позднейшей (после Г.Юнга) литературе термин "архетип" применяется
просто для обозначения наиболее общих, фундаментальных и общечеловеческих
мифологических мотивов, изначальных схем представлений, лежащих в основе
любых художественных, и в том числе мифологических, структур (например,
древо мировое).
АРХИТЕКТУРА (греч. - зодчество, строительство) - искусство проектиро-
вать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни. Ар-
хитектура является частью материальной культуры общества (жилые дома, об-
щественные, административные и другие типы зданий).
В то же время архитектура является одним из видов искусства, позволяюще-
го возводить красивые, удобные, соответствующие определенным целям по-
стройки. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры. Эс-
тетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в худо-
жественных образах.
пространение практически во всех европейских странах. В России впервые поя-
вилась в XVШ веке.
    АРКАТУРА (аркатурный пояс, аркатурный фриз) - декоративное украшение
стены в виде глухих арочек, опирающихся на колонки.
     АРХЕТИП - типический образ, в котором отражаются феномены коллек-
тивного бессознательного.
     В позднеантичной философии - прообраз, идея. Наиболее полно понятие
представлено в трудах Карла Густава Юнга (1875 - 1961), который определял ар-
хетип как изначальные, врожденные образы (мотивы), составляющие содержание
так называемого коллективного бессознательного и лежащие в основе общечело-
веческой символики сновидений, мифов, сказок и прочих созданий фантазии, в
том числе и художественной. К. Юнг писал, что архетипы - это "... мифологиче-
ские символы, выражающие первобытность, насилие, жестокость: короче говоря,
всю власть тьмы". Архетип - коллективный "осадок" исторического прошлого,
хранящийся в памяти людей. В этом своем качестве архетипы обусловливают
единообразие, целостность, закономерность человеческого восприятия. Однако
архетипы - это не сами образы, а схемы образов, их психологические предпосыл-
ки, их возможность. Юнг пытался наметить систематику архетипов, таких как
1)"тень" (бессознательная дочеловеческая часть психики, литературными выра-
жениями которой Юнг считал Мефистофеля в "Фаусте" Гете, Хегни в "Песне о
нибелунгах"); 2) мудрый старец (старуха) (архетип духа, значения, скрытого за
хаосом жизни, выявляемый в образе мудрого волшебника, шамана); 3) образ ма-
тери в ее различных вариантах (богиня и ведьма, Деметра, Кибела, Богородица)
ведет к выявлению архетипа высшего женского существа, воплощающего психо-
логические ощущения смены поколений, преодоления власти времени, бессмер-
тия, и др.
     В позднейшей (после Г.Юнга) литературе термин "архетип" применяется
просто для обозначения наиболее общих, фундаментальных и общечеловеческих
мифологических мотивов, изначальных схем представлений, лежащих в основе
любых художественных, и в том числе мифологических, структур (например,
древо мировое).
    АРХИТЕКТУРА (греч. - зодчество, строительство) - искусство проектиро-
вать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни. Ар-
хитектура является частью материальной культуры общества (жилые дома, об-
щественные, административные и другие типы зданий).
    В то же время архитектура является одним из видов искусства, позволяюще-
го возводить красивые, удобные, соответствующие определенным целям по-
стройки. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры. Эс-
тетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в худо-
жественных образах.



                                     20