Межличностное общение. Болдонова И.С. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

рассеиваются, и в этой изменчивости вырисовывается и
растет сознание неизменного партнера, сознание Я.
Человеческое бытие происходит в соотношении Я с Ты.
Первичным в этом соотношении являются ни Я, ни Ты, а
межличностное пространство, т.е. это самое между.
Только в живом соотношении человека с человеком можно
познать истинную сущность человека. Это самоемежду” -
и есть непосредственно встреча. Потому спасение приходит
с вечным Ты и его воцарением между людьми. Обновление
этой жизни может произойти тогда, когда социальная жизнь
приобретет характер истинной общности, которая создается
из живого, взаимного соотношения Я-Ты. Подобно
Розенцвейгу, Бубер пытается диалогическим соотношением
междупонять человека в его конкретности и вместе с тем
- в его становлении. В межличностном пространстве
происходит встреча и она всегда исключительна, она -
событие для двух существ: Я и Ты становятся друг против
друга в своей инаковости и неповторимости. Встреча - это
взаимность, и встреча происходит именно тогда, когда я
выбираю себе партнера и он выбирает меня. Условием
встречи является единство активности и пассивности. Чтобы
диалог был истинным, его участники должны открыться
наличию другого и тогда имеет место социальная
плодотворность.
Эммануэль Левинас считает, что межсубъектное
пространство несимметрично, и встреча - это явление
больше не познавательного, а этического порядка. Во
встрече решающим моментом является чувство и сознание
ответственности за того, другого, и это оправдывает мое
познавательное к нему отношение. Это соотношение не
симметрично, потому что мы с ближним не являемся
идентичными частями какого бы то ни было целого и
поэтому при встрече не следует обязательно предполагать и
ожидать взаимность. Другой человек есть другой и именно
он обладает решающим голосом. Я не могу требовать, чтобы
на мою ответственность ближний отвечал бы такой же
ответственностью. Это явление он называл этикой - основой
философии встречи. Таким образом, диалог предполагает
ответственность за мир и объект любви (диалога).
Карл Ясперс ссылается на диалог при анализе свободы.
Свобода не существует вне коммуникации, поскольку
уровень свободы других определяет пределы нашей
собственной свободы. Императивом свободы является
глубина коммуникации” (диалог) между индивидами,
открытость и вслушивание в то, что говорит собеседник.
Диалог носит разные названия (любовь, творческий
подход, продуктивный способ существованиябыть”,
реверенциальный подход), в соответствии с
многочисленными концепциями диалога. Тем не менее,
общей чертой различных понятий диалога является
сопротивление отчуждению, опредмечиванию человека.
М.М.Бахтин (1895-1975). Философскую позицию
Бахтина невозможно однозначно отнести к какому-либо
конкретному направлению философии ХХ века, но в
историческом плане примыкает к платонизму, с
интеллектуальной точки зрения к неокантианству,
феноменологии Гуссерля, герменевтике.
Широко понимая интерсубъективную область, Бахтин
выдвигает категорию Другого, и Я-для-себя вступает в
диалогические отношения с ним. В основе онтологии
Бахтина находится понятиедиалог и Быть значит
общаться. Истина находится не во внеположном субъекту
объекте, не во мне, не в тебе, не в нас, а она - между нами, и
рождается истина от нашего диалогического общения.
Поэтому жить - значит участвовать в диалоге, человек
вкладывает самого себя в слово, и это слово естественным
образом входит в ткань диалога человеческой жизни.
Общая тема его творчества - это проблема человека.
Человеческая индивидуальность не познается как
объективная реальность, а раскрывается в процессе
рассеиваются, и в этой изменчивости вырисовывается и        на мою ответственность ближний отвечал бы такой же
растет сознание неизменного партнера, сознание Я.           ответственностью. Это явление он называл этикой - основой
Человеческое бытие происходит в соотношении Я с Ты.         философии встречи. Таким образом, диалог предполагает
Первичным в этом соотношении являются ни Я, ни Ты, а        ответственность за мир и объект любви (диалога).
межличностное пространство, т.е. это самое между.              Карл Ясперс ссылается на диалог при анализе свободы.
Только в живом соотношении человека с человеком можно       Свобода не существует вне коммуникации, поскольку
познать истинную сущность человека. Это самое “между” -     уровень свободы других определяет пределы нашей
и есть непосредственно встреча. Потому спасение приходит    собственной свободы. Императивом свободы является
с вечным Ты и его воцарением между людьми. Обновление       “глубина коммуникации” (диалог) между индивидами,
этой жизни может произойти тогда, когда социальная жизнь    открытость и вслушивание в то, что говорит собеседник.
приобретет характер истинной общности, которая создается        Диалог носит разные названия (любовь, творческий
из живого, взаимного соотношения Я-Ты. Подобно              подход, продуктивный способ существования “быть”,
Розенцвейгу, Бубер пытается диалогическим соотношением      реверенциальный        подход),      в      соответствии     с
“между” понять человека в его конкретности и вместе с тем   многочисленными концепциями диалога. Тем не менее,
- в его становлении. В межличностном пространстве           общей чертой различных понятий диалога является
происходит встреча и она всегда исключительна, она -        сопротивление отчуждению, опредмечиванию человека.
событие для двух существ: Я и Ты становятся друг против        М.М.Бахтин (1895-1975). Философскую позицию
друга в своей инаковости и неповторимости. Встреча - это    Бахтина невозможно однозначно отнести к какому-либо
взаимность, и встреча происходит именно тогда, когда я      конкретному направлению философии ХХ века, но в
выбираю себе партнера и он выбирает меня. Условием          историческом плане примыкает к платонизму, с
встречи является единство активности и пассивности. Чтобы   интеллектуальной точки зрения к неокантианству,
диалог был истинным, его участники должны открыться         феноменологии Гуссерля, герменевтике.
наличию другого и тогда имеет место социальная                 Широко понимая интерсубъективную область, Бахтин
плодотворность.                                             выдвигает категорию Другого, и Я-для-себя вступает в
    Эммануэль Левинас считает, что межсубъектное            диалогические отношения с ним. В основе онтологии
пространство несимметрично, и встреча - это явление         Бахтина находится понятие “диалог” и Быть значит
больше не познавательного, а этического порядка. Во         общаться. Истина находится не во внеположном субъекту
встрече решающим моментом является чувство и сознание       объекте, не во мне, не в тебе, не в нас, а она - между нами, и
ответственности за того, другого, и это оправдывает мое     рождается истина от нашего диалогического общения.
познавательное к нему отношение. Это соотношение не         Поэтому жить - значит участвовать в диалоге, человек
симметрично, потому что мы с ближним не являемся            вкладывает самого себя в слово, и это слово естественным
идентичными частями какого бы то ни было целого и           образом входит в ткань диалога человеческой жизни.
поэтому при встрече не следует обязательно предполагать и      Общая тема его творчества - это проблема человека.
ожидать взаимность. Другой человек есть другой и именно     Человеческая индивидуальность не познается как
он обладает решающим голосом. Я не могу требовать, чтобы    объективная реальность, а раскрывается в процессе