Межличностное общение. Болдонова И.С. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

свободного диалога как Ты для Я. Философия человека
имеет две основные формы человеческого существования -
человек существует в виде Я и Другого. Я вообще не может
существовать без другого. Быть - означает быть для другого
и через него для себя, человек не может обойтись без
другого и должен найти себя в другом, находя другое в
самом себе. Другой субъект - это чужое полноправное
сознание, с которым мое полноправное сознание вступает в
контакт. Заглядывая внутрь себя, он смотрит глазами
другого.
Культура составляет как бы продолжение
индивидуального сознания личности. И наоборот, - личность
создает и реализует себя только в рамках определенной
культуры, ведь индивидуальное сознание является
культурой, сконцентрированной и помещенной внутрь
личности. Во время встречи культур при уважении к
чужеродной можно познать чуждую культуру, при этом
избегая полной идентификации.
Активность диалогового характера - активность
максимально творческая. Бахтин говорит о диалоговости
художественного мышления и художественного образа
мира, диалоговой является сама природа сознания, природа
человеческой жизни. Жить - значит участвовать в диалоге:
спрашивать, выслушивать, отвечать, соглашаться. Человек
вкладывает всего себя в слово, и это слово входит в ткань
диалога человеческой жизни. С философией диалога связана
и даже опережает ее философия слова. Слово имеет
диалектический характер, его создает индивидуальный
организм, но возникает оно между индивидами, имеет
общественный характер, имеет общее пространство.
Каждое слово имеет своего автора, и важную роль
играет адресат, который становится соавтором, представляя
другого в общественном процессе возникновения слова.
Каждое слово выражаеткого-то в отношении ккому-то
другому”. Вершиной философии слова стала теория
смысла. Смысл является тем, что индивидуально, едино и
неповторимо в противопоставлению значению, что
позволяет утверждать об ответственности смысла. Смысл
всегда отвечает на какой-то вопрос. Не может быть одного
единственного смысла, потому что смысл соотносится с
другим смыслом и существует для него, реализуясь во
встрече с ним.
Бахтиным была предложена диалоговая концепция
гуманитарных наук. Предложенное Бахтиным понимание
гуманитарных наук и мышления формирует иной способ
подхода к различным стилям мышления, лозунгом которых
является диалог как способ бытия человека в мире, а вместе
с тем и как способ познания гуманистической, наполненной
смыслами, действительности.
Контрольные вопросы:
1. Как можно истолковать понятиесо-временность в
философии М.Бубера?
2. Почему Э.Левинас считает, что межсубъектное
пространство несимметрично? Можно ли с этим
согласиться и почему?
3. Какова суть теории смысла М.М.Бахтина и каково ее
значение для теории общения?
1.3 Искусство как форма общения и герменевтика
К экзистенциально-феноменологической мысли,
изучающей феномен общения, относят также и
герменевтику. Словогерменевтика в переводе с
греческого означаеттолкование”, “разъяснение и
этимологически происходит от имени бога Гермеса -
мифического вестника богов, который толковал людям волю
богов с Олимпа. Традиционно под герменевтикой
свободного диалога как Ты для Я. Философия человека          смысла. Смысл является тем, что индивидуально, едино и
имеет две основные формы человеческого существования -       неповторимо в противопоставлению значению, что
человек существует в виде Я и Другого. Я вообще не может     позволяет утверждать об ответственности смысла. Смысл
существовать без другого. Быть - означает быть для другого   всегда отвечает на какой-то вопрос. Не может быть одного
и через него для себя, человек не может обойтись без         единственного смысла, потому что смысл соотносится с
другого и должен найти себя в другом, находя другое в        другим смыслом и существует для него, реализуясь во
самом себе. Другой субъект - это чужое полноправное          встрече с ним.
сознание, с которым мое полноправное сознание вступает в         Бахтиным была предложена диалоговая концепция
контакт. Заглядывая внутрь себя, он смотрит глазами          гуманитарных наук. Предложенное Бахтиным понимание
другого.                                                     гуманитарных наук и мышления формирует иной способ
   Культура      составляет    как     бы    продолжение     подхода к различным стилям мышления, лозунгом которых
индивидуального сознания личности. И наоборот, - личность    является диалог как способ бытия человека в мире, а вместе
создает и реализует себя только в рамках определенной        с тем и как способ познания гуманистической, наполненной
культуры, ведь индивидуальное сознание является              смыслами, действительности.
культурой, сконцентрированной и помещенной внутрь
личности. Во время встречи культур при уважении к                               Контрольные вопросы:
чужеродной можно познать чуждую культуру, при этом
избегая полной идентификации.                                1. Как можно истолковать понятие “со-временность” в
    Активность диалогового характера - активность               философии М.Бубера?
максимально творческая. Бахтин говорит о диалоговости        2. Почему Э.Левинас считает, что межсубъектное
художественного мышления и художественного образа               пространство несимметрично? Можно ли с этим
мира, диалоговой является сама природа сознания, природа        согласиться и почему?
человеческой жизни. Жить - значит участвовать в диалоге:     3. Какова суть теории смысла М.М.Бахтина и каково ее
спрашивать, выслушивать, отвечать, соглашаться. Человек         значение для теории общения?
вкладывает всего себя в слово, и это слово входит в ткань
диалога человеческой жизни. С философией диалога связана
и даже опережает ее философия слова. Слово имеет             1.3 Искусство как форма общения и герменевтика
диалектический характер, его создает индивидуальный
организм, но возникает оно между индивидами, имеет               К     экзистенциально-феноменологической     мысли,
общественный характер, имеет общее пространство.             изучающей феномен общения, относят также и
    Каждое слово имеет своего автора, и важную роль          герменевтику. Слово “герменевтика” в переводе с
играет адресат, который становится соавтором, представляя    греческого означает “толкование”, “разъяснение” и
другого в общественном процессе возникновения слова.         этимологически происходит от имени бога Гермеса -
Каждое слово выражает “кого-то” в отношении к “кому-то       мифического вестника богов, который толковал людям волю
другому”.    Вершиной философии слова стала теория           богов с Олимпа. Традиционно под герменевтикой