ВУЗ:
Составители:
51
Предложенное определение образования подчеркивает, что развитие способности само-
стоятельного решения проблем основывается на приобщении к культуре общества - ос-
воении общих ценностей, объединяющих общество.
Приобщение к культуре означает усвоение не только определенных знаний, умений, на-
выков, не только освоение способов деятельности, в том числе творческой, но и определе-
ние ценностного отношения
к явлениям культуры.
Культурологическая ориентация школьного образования отражает и новые возможности
для определения путей обновления, обогащения, пересмотра содержания образования.
Для этого было бы необходимо сопоставить предметную структуру современного школь-
ного образования с представлениями о структуре культуры, прежде всего духовной.
Такое сопоставление является задачей специального исследования. Оно неизбежно приве-
дет к
выводу о существенных пробелах в содержании школьного образования, в частности
к выводу о том, что в этом содержании фактически не представлена молодежная субкуль-
тура, в мире которой живут школьники.
Изложенное выше понимание сущности образования дает возможность решения давней
педагогической проблемы - соотношение обучения и воспитания, которые сейчас обычно
рассматривают как две стороны
образования.
Можно сказать, что цель воспитания заключается в формировании учащихся как субъек-
тов целеполагания, которые при определении целей руководствуются нравственными и
другими социально значимыми мотивами; цель обучения - формирование учащихся как
субъектов целереализации, владеющих необходимыми знаниями и умениями для реализа-
ции целей. Конечно, это разделение целей достаточно условно, но оно раскрывает
сущ-
ность взаимосвязи двух сторон образования.
Проблемный подход позволяет решить и проблему единства функций школы, которые
обычно разделяют на образовательную:
9 подготовка к профессиональному образованию;
9 освоение различных социальных ролей;
9 выявление индивидуальных особенностей и способностей учащихся,
и социальную:
9 обеспечение социального присмотра;
9 обеспечение социально-педагогической поддержки учащихся.
Эти функции нередко становятся альтернативными:
9 необходимость предотвращения отсева учащихся из школы подчас приводит к
снижению уровня требований к общеобразовательной подготовке учащихся;
9 повышение этих требований создает риск отсева.
Преодолеть данное противоречие можно, если исходить из того, что возможность реше-
ния человеком значимых для него проблем основывается на существовании установлен-
ных обществом неотъемлемых прав и свобод личности.
Организация школьного образования должна обеспечивать возможность реализации лич-
ных прав учащихся в учреждениях образования.
Образование должно обеспечивать
подготовку учащихся к реализации своих прав и сво-
бод в интересах развития и личности, и общества. С этой точки зрения «социальная»
функция школы становится «образовательной»: она заключается в формировании у уча-
щихся опыта защиты своих прав и свобод.
Предложенное определение образования подчеркивает, что развитие способности само- стоятельного решения проблем основывается на приобщении к культуре общества - ос- воении общих ценностей, объединяющих общество. Приобщение к культуре означает усвоение не только определенных знаний, умений, на- выков, не только освоение способов деятельности, в том числе творческой, но и определе- ние ценностного отношения к явлениям культуры. Культурологическая ориентация школьного образования отражает и новые возможности для определения путей обновления, обогащения, пересмотра содержания образования. Для этого было бы необходимо сопоставить предметную структуру современного школь- ного образования с представлениями о структуре культуры, прежде всего духовной. Такое сопоставление является задачей специального исследования. Оно неизбежно приве- дет к выводу о существенных пробелах в содержании школьного образования, в частности к выводу о том, что в этом содержании фактически не представлена молодежная субкуль- тура, в мире которой живут школьники. Изложенное выше понимание сущности образования дает возможность решения давней педагогической проблемы - соотношение обучения и воспитания, которые сейчас обычно рассматривают как две стороны образования. Можно сказать, что цель воспитания заключается в формировании учащихся как субъек- тов целеполагания, которые при определении целей руководствуются нравственными и другими социально значимыми мотивами; цель обучения - формирование учащихся как субъектов целереализации, владеющих необходимыми знаниями и умениями для реализа- ции целей. Конечно, это разделение целей достаточно условно, но оно раскрывает сущ- ность взаимосвязи двух сторон образования. Проблемный подход позволяет решить и проблему единства функций школы, которые обычно разделяют на образовательную: 9 подготовка к профессиональному образованию; 9 освоение различных социальных ролей; 9 выявление индивидуальных особенностей и способностей учащихся, и социальную: 9 обеспечение социального присмотра; 9 обеспечение социально-педагогической поддержки учащихся. Эти функции нередко становятся альтернативными: 9 необходимость предотвращения отсева учащихся из школы подчас приводит к снижению уровня требований к общеобразовательной подготовке учащихся; 9 повышение этих требований создает риск отсева. Преодолеть данное противоречие можно, если исходить из того, что возможность реше- ния человеком значимых для него проблем основывается на существовании установлен- ных обществом неотъемлемых прав и свобод личности. Организация школьного образования должна обеспечивать возможность реализации лич- ных прав учащихся в учреждениях образования. Образование должно обеспечивать подготовку учащихся к реализации своих прав и сво- бод в интересах развития и личности, и общества. С этой точки зрения «социальная» функция школы становится «образовательной»: она заключается в формировании у уча- щихся опыта защиты своих прав и свобод. 51
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- …
- следующая ›
- последняя »