Педагогические технологии. Борытко Н.М - 12 стр.

UptoLike

зрения, умения понять другого. Это порождает вариативное видение мира,
людей, их проблем, способность вступать в информационный резонанс в систе-
ме «человекчеловек». Отсюдалюбовь к любому ребенку, вера в его воз-
можности как представителя человеческого рода, дающая образцы высочайшей
педагогической мудрости (И. А. Колесникова). Педагогически организованное
общение воспитанников в процессах согласования
интересов, мнений, отноше-
ний к «Другому» — единица гуманитарных педагогических технологий. Педа-
гог может использовать огромный материал согласований, складывающийся в
ходе моделирования, для постановки задач реализации актуальных для совре-
менного общества идей толерантности, необходимой для становления «челове-
ческого в человеке».
В книге «Творческое разрешение конфликтов» американский специалист в об-
ласти конфликтологии Б. Крайдлер приводит несложный, но эффективный вид иг-
ры для младших школьников под названием «Нам нужны различия», в ходе кото-
рой учитель просит детей представить, будто они собираются совершить поездку
на Марс, и затем задает им вопрос: «Если бы вам
разрешили взять с собой одного
напарника, то каким бы вы хотели его видетьДети (да и студенты колледжа, в
котором автор использовал данную технологию) обычно отвечают: «веселым»,
«поваром», «чтобы мог ремонтировать», «надежным другом», сильным» и т.д. По-
сле «мозговой атаки» проводится обсуждение следующих вопросов: «Хорошо ли
было бы
путешествовать на Марс и жить там, если бы все члены команды и мар-
сиане были одинаковыТак как дети редко называют при этом внешние физиче-
ские черты, то хорошо задать вопрос: «Очень мало кто из вас сказал, как будет вы-
глядеть спутник. Играет ли внешность большую роль в данной ситуации?» — и
еще важные вопросы: «Почему в мире нам нужны разные люди?», «Почему мы
должны быть толерантны к разным людям
Любое рассогласование в любом месте педагогического процесса выступает
поводом для согласования и проявления толерантности как составляющей
гуманитарности и интолерантности как ее противоположности.
Для развития гуманитарной позиции, толерантности учителю порой нужно
очень немногодать ученикам совет: молчи, не обращай внимания; не прере-
кайся, игнорируй; контролируй свои эмоции; не реагируй сразу же, импульсив-
но; подумай, прежде чем сказать; мысленно дай себе команды: «Не волнуйся»,
«Мне никто не угрожает», «Нужно подойти к этому рационально», «Переключи
разговор на другую тему» и другие. Важно помнить и о возрасте школьников.
Если речь идет о подростках, то следует помнить, что в этом возрасте нетерпи-
мость может быть вызвана стремлением самоутверждения среди сверстников, а
это часто связано со стремлением верховодить, властвовать над другими
(Г. Д. Дмитриев).
Подчеркивая важность взаимоотношений и
взаимозависимости для глубоко-
го понимания различных тем, можно сказать, что обучение должно быть более
кооперативным, а воспитание более коллективным. Кооперативный
12
зрения, умения понять другого. Это порождает в а р и а т и в н о е видение мира,
людей, их проблем, способность вступать в информационный резонанс в систе-
ме «человек — человек». Отсюда — любовь к любому ребенку, вера в его воз-
можности как представителя человеческого рода, дающая образцы высочайшей
педагогической мудрости (И. А. Колесникова). Педагогически организованное
общение воспитанников в процессах согласования интересов, мнений, отноше-
ний к «Другому» — единица гуманитарных педагогических технологий. Педа-
гог может использовать огромный материал согласований, складывающийся в
ходе моделирования, для постановки задач реализации актуальных для совре-
менного общества идей толерантности, необходимой для становления «челове-
ческого в человеке».
        В книге «Творческое разрешение конфликтов» американский специалист в об-
     ласти конфликтологии Б. Крайдлер приводит несложный, но эффективный вид иг-
     ры для младших школьников под названием «Нам нужны различия», в ходе кото-
     рой учитель просит детей представить, будто они собираются совершить поездку
     на Марс, и затем задает им вопрос: «Если бы вам разрешили взять с собой одного
     напарника, то каким бы вы хотели его видеть?» Дети (да и студенты колледжа, в
     котором автор использовал данную технологию) обычно отвечают: «веселым»,
     «поваром», «чтобы мог ремонтировать», «надежным другом», сильным» и т.д. По-
     сле «мозговой атаки» проводится обсуждение следующих вопросов: «Хорошо ли
     было бы путешествовать на Марс и жить там, если бы все члены команды и мар-
     сиане были одинаковы?» Так как дети редко называют при этом внешние физиче-
     ские черты, то хорошо задать вопрос: «Очень мало кто из вас сказал, как будет вы-
     глядеть спутник. Играет ли внешность большую роль в данной ситуации?» — и
     еще важные вопросы: «Почему в мире нам нужны разные люди?», «Почему мы
     должны быть толерантны к разным людям?»

      Любое рассогласование в любом месте педагогического процесса выступает
      поводом для согласования и проявления толерантности как составляющей
      гуманитарности и интолерантности как ее противоположности.

   Для развития гуманитарной позиции, толерантности учителю порой нужно
очень немного — дать ученикам совет: молчи, не обращай внимания; не прере-
кайся, игнорируй; контролируй свои эмоции; не реагируй сразу же, импульсив-
но; подумай, прежде чем сказать; мысленно дай себе команды: «Не волнуйся»,
«Мне никто не угрожает», «Нужно подойти к этому рационально», «Переключи
разговор на другую тему» и другие. Важно помнить и о возрасте школьников.
Если речь идет о подростках, то следует помнить, что в этом возрасте нетерпи-
мость может быть вызвана стремлением самоутверждения среди сверстников, а
это часто связано со стремлением верховодить, властвовать над другими
(Г. Д. Дмитриев).
   Подчеркивая важность взаимоотношений и взаимозависимости для глубоко-
го понимания различных тем, можно сказать, что обучение должно быть более
кооперативным, а воспитание более коллективным. К о о п е р а т и в н ы й

12