Педагогические технологии. Борытко Н.М - 25 стр.

UptoLike

1.5. Технологии педагогического управления
в образовании
В словарях управление определяется как свойство организованных сис-
тем различной природы (биологических, социальных, технических), т.е.
рассматривается как неотъемлемое свойство систем.
Сегодня в теории и
практике управления внимание педагогов сосредоточено на взаимодействии,
сотрудничестве, рефлексивном управлении, которые представляют собой цепь
последовательных, взаимосвязанных функций: педагогического анализа, целе-
полагания, планирования, организации, контроля. Поликультурность социаль-
ной среды предполагает учет в управлении образованием интересов представи-
телей разных культур в одном месте (класс, школа и т.д.). Сложность
управлен-
ческой деятельности в такой среде в том и состоит, что все люди независимо от
социокультурной принадлежности имеют равные права на образование, уваже-
ние и т.д., но при этом должны соблюдать равные обязанности, а это не всегда
возможно в силу исторически сложившихся культурных различий. Естествен-
но, между культурами есть
много отличий, но есть и много схожего, что нашло
отражение в народной мудрости: пословицах и поговорках, сказках и присказ-
ках.
Так, например, во всех этнических культурах слепая жадность и корысть не
приветствуются, а гостеприимство и радушие, наоборот, ценятся.
Спросил человек мудреца:
Почему, когда приходишь к бедняку, он встречает тебя приветливо и готов
помочь, чем только может? Приходишь к богачуон тебя в упор не видит?
Взгляни в окно, — сказал мудрец
, — что ты там видишь?
Людей, идущих по своим делам, женщин, которые ведут за руку своих де-
тей...
А теперь посмотри в зеркалочто ты там видишь?
Ну что я могу там видетьконечно, себя самого...
А между тем и в оконной раме, и в зеркале одно и то
же стекло. Но
стоит лишь добавить немного серебра, и ты будешь видеть только себя.
1
Школа, класс как сложная динамическая социальная система выступает объ-
ектом педагогического управления. Оно представляет собой организацию целе-
направленного и сознательного взаимодействия участников педагогического
процесса, а в итогесоздание оптимальных условий для развития каждого че-
ловека независимо от его культурной принадлежности. Управление развитием
личности осуществляется путём общения, а его способ выступает как
сущест-
венный компонент стиля педагогического руководства. Такое педагогическое
общение требует от учителя этнической и психологической культуры, сущ-
ность которой, согласно А. А. Бодалеву, сводится к следующим умениям: раз-
бираться в других людях и верно оценивать их психологию; адекватно эмоцио-
нально откликаться на их поведение и состояние; выбирать по отношению к
1
Игры ума / Сост. В. А. Воронцов. — М., 2002. — С. 160.
25
              1.5. Технологии педагогического управления
                             в образовании
   В словарях управление определяется как свойство организованных сис-
тем различной природы (биологических, социальных, технических), т.е.
рассматривается как неотъемлемое свойство систем. Сегодня в теории и
практике управления внимание педагогов сосредоточено на взаимодействии,
сотрудничестве, рефлексивном управлении, которые представляют собой цепь
последовательных, взаимосвязанных функций: педагогического анализа, целе-
полагания, планирования, организации, контроля. Поликультурность социаль-
ной среды предполагает учет в управлении образованием интересов представи-
телей разных культур в одном месте (класс, школа и т.д.). Сложность управлен-
ческой деятельности в такой среде в том и состоит, что все люди независимо от
социокультурной принадлежности имеют равные права на образование, уваже-
ние и т.д., но при этом должны соблюдать равные обязанности, а это не всегда
возможно в силу исторически сложившихся культурных различий. Естествен-
но, между культурами есть много отличий, но есть и много схожего, что нашло
отражение в народной мудрости: пословицах и поговорках, сказках и присказ-
ках.
         Так, например, во всех этнических культурах слепая жадность и корысть не
      приветствуются, а гостеприимство и радушие, наоборот, ценятся.
         Спросил человек мудреца:
         — Почему, когда приходишь к бедняку, он встречает тебя приветливо и готов
      помочь, чем только может? Приходишь к богачу — он тебя в упор не видит?
         — Взгляни в окно, — сказал мудрец, — что ты там видишь?
         — Людей, идущих по своим делам, женщин, которые ведут за руку своих де-
      тей...
         — А теперь посмотри в зеркало — что ты там видишь?
         — Ну что я могу там видеть — конечно, себя самого...
         — А между тем и в оконной раме, и в зеркале — одно и то же — стекло. Но
      стоит лишь добавить немного серебра, и ты будешь видеть только себя.1
   Школа, класс как сложная динамическая социальная система выступает объ-
ектом педагогического управления. Оно представляет собой организацию целе-
направленного и сознательного взаимодействия участников педагогического
процесса, а в итоге — создание оптимальных условий для развития каждого че-
ловека независимо от его культурной принадлежности. Управление развитием
личности осуществляется путём общения, а его способ выступает как сущест-
венный компонент стиля педагогического руководства. Такое педагогическое
общение требует от учителя этнической и психологической культуры, сущ-
ность которой, согласно А. А. Бодалеву, сводится к следующим умениям: раз-
бираться в других людях и верно оценивать их психологию; адекватно эмоцио-
нально откликаться на их поведение и состояние; выбирать по отношению к

1
    И г р ы ума / Сост. В. А. Воронцов. — М., 2002. — С. 160.

                                                                                25