Педагогические технологии. Борытко Н.М - 26 стр.

UptoLike

каждому такой способ обращения, который, не расходясь с требованиями мо-
рали, в то же время наилучшим образом отвечал бы индивидуальным или куль-
турным особенностям тех, с кем приходится общаться.
Для эффективного разрешения культурного конфликта можно использовать ут-
верждения: «Это оскорбляет меня, унижает, обижает, задевает мои чувства», —
показывающие эмоциональное состояние оскорбленного человека, вместо обвини-
тельных утверждений: «Ты меня оскорбил, обидел, задел мои чувства».
При характеристике человека, семьи или группы иной культуры целесообразно
использовать выражения со словами «некоторые», «иногда», «порой», «отчасти»,
ибо
они не ставят характеризуемого человека в положение, при котором он выну-
жден защищать свою культурную группу.
Учитель, зная о том, что в классе есть дети других национальностей, может по-
весить плакат, на котором напишет несколько слов на языке этих учеников и сам
может выучить, например, их приветствия на родном языке,
счет и т.д.
1
Специфика технологий педагогического управления состоит в том, что це-
ленаправленное и сознательное взаимодействие участников педагогического
процесса на основе диалога и равноправия должно обеспечивать
оптимальное удовлетворение образовательных запросов представителей
различных этнических и социальных групп.
Общение учителя и учащихся не сводится только к деловому общению на
уроках, а включает различные формы общения, в том числе и доверительное,
вне урока. Вместе с тем это общение людей, занимающих различные социаль-
ные позиции, что обусловливает наличие определённой социальной дистанции
между ними.
Соблюдение социальной дистанции является важной предпосылкой эффек-
тивности
педагогического управления, особенно в доверительном общении,
происходящем вне учебной деятельности. Уменьшение этой дистанции, кото-
рое иногда наблюдается у неопытных учителей и находит своё выражение в
фамильярности отношений, как правило, ведёт к утрате авторитета. Чрезмерное
увеличение социальной дистанции также приводит к отрицательным последст-
виям, затрудняет установление контакта. Вместо симпатии и доверия
к учителю
появляется отчуждённость, возникает ситуация социально-смысловых ножниц,
т.е. непонимание друг друга или (что встречается значительно чаще) непони-
мание одного из них другим, причём другой этого не замечает. Противоречия,
возникающие между индивидуальными, этническими, культурнчми, социаль-
ными особенностями детей и неизменными формами педагогического общения,
способны привести к предрассудкам, стереотипам, предубежденности
во взаи-
моотношениях и снизить качество педагогического процесса.
В реализации технологий управления на основе диалога важно услышать со-
беседника и быть услышанным. Народная мудрость гласит: «Стремитесь не к
1
Дмитриев, Г . Д . Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. — М., 1999. —
С. 44 — 48.
26
каждому такой способ обращения, который, не расходясь с требованиями мо-
рали, в то же время наилучшим образом отвечал бы индивидуальным или куль-
турным особенностям тех, с кем приходится общаться.
        Для эффективного разрешения культурного конфликта можно использовать ут-
     верждения: «Это оскорбляет меня, унижает, обижает, задевает мои чувства», —
     показывающие эмоциональное состояние оскорбленного человека, вместо обвини-
     тельных утверждений: «Ты меня оскорбил, обидел, задел мои чувства».
        При характеристике человека, семьи или группы иной культуры целесообразно
     использовать выражения со словами «некоторые», «иногда», «порой», «отчасти»,
     ибо они не ставят характеризуемого человека в положение, при котором он выну-
     жден защищать свою культурную группу.
        Учитель, зная о том, что в классе есть дети других национальностей, может по-
     весить плакат, на котором напишет несколько слов на языке этих учеников и сам
     может выучить, например, их приветствия на родном языке, счет и т.д.1

       Специфика технологий педагогического управления состоит в том, что це-
       ленаправленное и сознательное взаимодействие участников педагогического
       процесса на основе д и а л о г а и р а в н о п р а в и я должно обеспечивать
       оптимальное удовлетворение образовательных запросов представителей
       различных этнических и социальных групп.

    Общение учителя и учащихся не сводится только к деловому общению на
уроках, а включает различные формы общения, в том числе и доверительное,
вне урока. Вместе с тем это общение людей, занимающих различные социаль-
ные позиции, что обусловливает наличие определённой социальной дистанции
между ними.
    Соблюдение социальной дистанции является важной предпосылкой эффек-
тивности педагогического управления, особенно в доверительном общении,
происходящем вне учебной деятельности. Уменьшение этой дистанции, кото-
рое иногда наблюдается у неопытных учителей и находит своё выражение в
фамильярности отношений, как правило, ведёт к утрате авторитета. Чрезмерное
увеличение социальной дистанции также приводит к отрицательным последст-
виям, затрудняет установление контакта. Вместо симпатии и доверия к учителю
появляется отчуждённость, возникает ситуация социально-смысловых ножниц,
т.е. непонимание друг друга или (что встречается значительно чаще) непони-
мание одного из них другим, причём другой этого не замечает. Противоречия,
возникающие между индивидуальными, этническими, культурнчми, социаль-
ными особенностями детей и неизменными формами педагогического общения,
способны привести к предрассудкам, стереотипам, предубежденности во взаи-
моотношениях и снизить качество педагогического процесса.
    В реализации технологий управления на основе диалога важно услышать со-
беседника и быть услышанным. Народная мудрость гласит: «Стремитесь не к
1
    Д м и т р и е в , Г . Д . Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. — М., 1999. —
    С. 44 — 48.

26