Теория и методика воспитания. Борытко Н.М - 17 стр.

UptoLike

В рамках гуманитарной парадигмы разработана концепция формирования образа
жизни, достойной Человека (Н. Е. Щуркова), которая понимается как бытие человека,
руководствующегося в отношении к миру стремлением к истине, добру и красоте. Воспи-
тание определяется как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом
восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить
в нем
и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
В качестве основополагающих принципов, лежащих в основе воспитания,
Н. Е. Щуркова называет следующие:
1) принцип ориентации на ценности и ценностные отношения, предписывающий пе-
дагогу обнаруживать за событиями, действиями, словами, поступками, а также за пред-
метами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной
культуры;
2) принцип субъектности, согласно которому педагог максимально содействует раз-
витию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в
его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для дру-
гих, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а
также свой выбор,
производимый ежечасно, — иначе говоря, быть субъектом собствен-
ной жизни;
3) принцип целостности, предписывающий педагогу целостность, полифоничность
влияний на воспитанника, необходимость апеллировать к отношению как ключевому
объекту внимания педагога, учить ребенка воспринимать отдельные события как часть
единого мира.
В гуманитарной парадигме акцент смещается с «самости» человека на его
взаимодействие с миром, приобретение опыта проживания и переживания цен-
ностных отношений, включение его в мир культуры.
Педагогические идеи, разрабатывавшиеся в рамках разных воспитательных
парадигм, относятся к разным способам существования человека. Традици-
онная парадигма «работает» в первую очередь с личностью; в гуманисти-
ческой парадигме преимущественное внимание уделяется индивидуально-
сти; гуманитарная парадигма, не исключая личностных и индивидуальных
качеств, делает акцент на субъектности человека.
Гуманитарная педагогика часто именуется бытийной (онтологической) педа-
гогикой,
педагогикой духовности. Сущность педагогики духовности
может быть раскрыта через систему ее основных, фундаментальных положе-
ний:
Человек рассматривается во всей целостности не только в плане его
физических, психических, социальных свойств, но и как носитель духовной
сущности, того, что отличает человека от других живых существ и именуется
«человеческим качеством», «человеческим в человеке», проявляющимся
в не-
повторимой индивидуальной форме. Именно на становление духовной сущно-
сти человека должны быть в первую очередь направлены воспитательные уси-
лия.
Содержание воспитания составляет не та или иная информация, а разно-
образные способы со-бытия (радость, восхищение, взаимопомощь, благодар-
ность, выбор, скорбь, кризис, надежда, отчаяние, вдохновение, труд, любовь,
совесть,
стыд), реализуемые в разнообразных ситуациях педагогического взаи-
17
       В рамках гуманитарной парадигмы разработана концепция формирования образа
   жизни, достойной Человека (Н. Е. Щуркова), которая понимается как бытие человека,
   руководствующегося в отношении к миру стремлением к истине, добру и красоте. Воспи-
   тание определяется как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом
   восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить
   в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
       В качестве основополагающих принципов, лежащих в основе воспитания,
   Н. Е. Щуркова называет следующие:
       1) принцип ориентации на ценности и ценностные отношения, предписывающий пе-
   дагогу обнаруживать за событиями, действиями, словами, поступками, а также за пред-
   метами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;
       2) принцип субъектности, согласно которому педагог максимально содействует раз-
   витию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в
   его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для дру-
   гих, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а
   также свой выбор, производимый ежечасно, — иначе говоря, быть субъектом собствен-
   ной жизни;
       3) принцип целостности, предписывающий педагогу целостность, полифоничность
   влияний на воспитанника, необходимость апеллировать к отношению как ключевому
   объекту внимания педагога, учить ребенка воспринимать отдельные события как часть
   единого мира.
   В гуманитарной парадигме акцент смещается с «самости» человека на его
взаимодействие с миром, приобретение опыта проживания и переживания цен-
ностных отношений, включение его в мир культуры.
    Педагогические идеи, разрабатывавшиеся в рамках разных воспитательных
    парадигм, относятся к разным способам существования человека. Традици-
    онная парадигма «работает» в первую очередь с личностью; в гуманисти-
    ческой парадигме преимущественное внимание уделяется индивидуально-
    сти; гуманитарная парадигма, не исключая личностных и индивидуальных
    качеств, делает акцент на субъектности человека.
   Гуманитарная педагогика часто именуется бытийной (онтологической) педа-
гогикой, п е д а г о г и к о й д у х о в н о с т и . Сущность педагогики духовности
может быть раскрыта через систему ее основных, фундаментальных положе-
ний:
   � Человек рассматривается во всей целостности — не только в плане его
физических, психических, социальных свойств, но и как носитель духовной
сущности, того, что отличает человека от других живых существ и именуется
«человеческим качеством», «человеческим в человеке», проявляющимся в не-
повторимой индивидуальной форме. Именно на становление духовной сущно-
сти человека должны быть в первую очередь направлены воспитательные уси-
лия.
   � Содержание воспитания составляет не та или иная информация, а разно-
образные способы со-бытия (радость, восхищение, взаимопомощь, благодар-
ность, выбор, скорбь, кризис, надежда, отчаяние, вдохновение, труд, любовь,
совесть, стыд), реализуемые в разнообразных ситуациях педагогического взаи-

                                                                                   17