Теория и методика воспитания. Борытко Н.М - 19 стр.

UptoLike

софские учения, исходящие из того, что материальный мир первичен, а мир че-
ловеческого сознания, идей, отношений, ценностей и пр. является производным
от него, но и идеалистические учения, утверждающие, что мир ценностей и
идей (духовный мир) существует изначально и оказывает определяющее влия-
ние на развитие материального мира. Диалог между материализмом и идеализ
-
мом чрезвычайно плодотворен тогда, когда речь идет о ценностных отношени-
ях в воспитании и о способах приобщения к ним воспитанников.
Наукафилософия. Именно интегративные связи между педагогикой и
философией в области теории воспитания позволили раскрыть онтологическую
(бытийную) и социокультурную сущность воспитания, разработать концепту-
альные положения гуманитарной педагогики.
Наука
религия. Диалог между наукой и религией особенно актуален,
когда речь идет о проблемах духовно-нравственного воспитания иширео
педагогике духовности. Именно в рамках религиозных педагогических пара-
дигм глубоко разрабатывались проблемы организации духовной жизни челове-
ка, выявлялись ее закономерности, разрабатывались формы и методы духовно-
го воспитания. Светская педагогика, используя эти
знания, соответствующим
образом интерпретируя их и соединяя с глубоко разработанной теорией органи-
зации воспитательного процесса, может предложить способы воспитания, на-
правленные на совершенствование духовной сферы человека, на становление
того, что составляет его подлинно человеческую сущность.
Инновации традиции. Современная теория воспитания кардинально
отличается от той, которая господствовала в нашей стране в
30-80-е гг. ХХ в. Инновационные концепции воспитания характерны в той или
иной мере для всех образовательных парадигм. В то же время это не инновации
«в чистом виде» — они разработаны на основе национальных традиций воспи-
тания, с опорой на традиционные ценности национальной культуры. Культуро-
сообразность воспитания осуществляется главным образом благодаря
его тра-
диционности, а внедряемые инновации обязательно должны учитывать нацио-
нальные особенности в области воспитания. В то же время использование в
воспитании традиций без учета современных социокультурных реалий невоз-
можно, они обязательно должны быть преобразованы, т.е. нести в себе черты
инноваций.
Открытость к восприятию нового, необычного, парадоксального, способ-
ность воспринимать и реализовывать нестандартные идеи, диалогически
воспринимать педагогическую реальность является необходимым услови-
ем успешного развития теории и практики гуманитарного воспитания и са-
мого педагога-воспитателя.
4. Закономерности и принципы воспитания
Чтобы быть успешной, педагогическая деятельность в сфере воспитания
должна иметь законосообразный характер, т. е. осуществляться на основе зако-
нов и с учетом
закономерностей, существующих и проявляющихся в
19
софские учения, исходящие из того, что материальный мир первичен, а мир че-
ловеческого сознания, идей, отношений, ценностей и пр. является производным
от него, но и идеалистические учения, утверждающие, что мир ценностей и
идей (духовный мир) существует изначально и оказывает определяющее влия-
ние на развитие материального мира. Диалог между материализмом и идеализ-
мом чрезвычайно плодотворен тогда, когда речь идет о ценностных отношени-
ях в воспитании и о способах приобщения к ним воспитанников.
   � Наука — философия. Именно интегративные связи между педагогикой и
философией в области теории воспитания позволили раскрыть онтологическую
(бытийную) и социокультурную сущность воспитания, разработать концепту-
альные положения гуманитарной педагогики.
   � Наука — религия. Диалог между наукой и религией особенно актуален,
когда речь идет о проблемах духовно-нравственного воспитания и — шире — о
педагогике духовности. Именно в рамках религиозных педагогических пара-
дигм глубоко разрабатывались проблемы организации духовной жизни челове-
ка, выявлялись ее закономерности, разрабатывались формы и методы духовно-
го воспитания. Светская педагогика, используя эти знания, соответствующим
образом интерпретируя их и соединяя с глубоко разработанной теорией органи-
зации воспитательного процесса, может предложить способы воспитания, на-
правленные на совершенствование духовной сферы человека, на становление
того, что составляет его подлинно человеческую сущность.
   � Инновации — традиции. Современная теория воспитания кардинально
отличается от той, которая господствовала в нашей стране в
30-80-е гг. ХХ в. Инновационные концепции воспитания характерны в той или
иной мере для всех образовательных парадигм. В то же время это не инновации
«в чистом виде» — они разработаны на основе национальных традиций воспи-
тания, с опорой на традиционные ценности национальной культуры. Культуро-
сообразность воспитания осуществляется главным образом благодаря его тра-
диционности, а внедряемые инновации обязательно должны учитывать нацио-
нальные особенности в области воспитания. В то же время использование в
воспитании традиций без учета современных социокультурных реалий невоз-
можно, они обязательно должны быть преобразованы, т.е. нести в себе черты
инноваций.
    Открытость к восприятию нового, необычного, парадоксального, способ-
    ность воспринимать и реализовывать нестандартные идеи, диалогически
    воспринимать педагогическую реальность является необходимым услови-
    ем успешного развития теории и практики гуманитарного воспитания и са-
    мого педагога-воспитателя.

          4. Закономерности и принципы воспитания
   Чтобы быть успешной, педагогическая деятельность в сфере воспитания
должна иметь законосообразный характер, т. е. осуществляться на основе зако-
нов и с учетом з а к о н о м е р н о с т е й , существующих и проявляющихся в

                                                                           19