Теория и методика воспитания. Борытко Н.М - 18 стр.

UptoLike

модействия. Осмысление (выявление смыслов и значений) и осознание (оформ-
ление смыслов и значений в систему индивидуальных ценностей) разнообраз-
ных ситуаций бытия составляет механизм саморазвития воспитанника. Именно
поэтому каждая педагогическая ситуация должна быть наполнена ценностным
содержанием.
Воспитание понимается как диалогическое взаимодействие. При этом
диалог рассматривается не как отдельное, изолированное педагогическое сред
-
ство, не как синоним беседы, а как способ совместного бытия педагога и воспи-
танника, как способ постижения собственного внутреннего мира, другого чело-
века, природы и культуры.
Если в традиционной парадигме цели воспитания ставятся от общества
или государства к человеку, в гуманистическойисходя из потребностей са-
мого человека, то в
педагогике духовности цели снова выносятся за пределы
индивидуального человеческого существования, однако обнаруживается не в
потребностях общества (государства), а в сфере ценностей и культуры. Такое
понимание целей воспитания позволяет преодолеть замкнутость человека на
самом себе, учитывая в то же время его духовные потребности, в первую оче-
редь потребности в понимании, смысле жизни
, творческой самореализации.
В основе педагогики духовности лежит системно-целостный подход к ис-
следованию и проектированию педагогической реальности (см. тему 7). При
этом педагогические системы рассматриваются как системы сложные, неравно-
весные.
Специфика методов постижения педагогической реальности обусловлена
тем, что педагогика духовности сосредоточена на постижении духовной жизни
воспитанника, духовного бытия. Она
стремится постичь ребенка не столько по-
средством традиционных «естественнонаучных» (когнитивных) методов,
сколько посредством понимания и взаимопонимания в процессе диалогическо-
го взаимодействия.
Гуманитарные установки субъекта являются одним из условий, благодаря
которым его деятельность приобретает ценностный характер, т.к. помогают
увидеть за внешними проявлениями (поведение, внешний вид, манера об-
щения и пр.) подлинно человеческую сущность и принять мир во всем его
многообразии.
Через призму гуманитарности необходимо рассматривать и многообразие
столь непохожих одна на другую концепций воспитания, существующих сего-
дня в педагогической науке. Гуманитарные установки позволяют педагогу уви-
деть единство в многообразии, оценить преимущества каждой концепции вос-
питания независимо от ее парадигмальной принадлежности.
Диалог идей, формулируемых в рамках современных концепций воспитания,
в настоящее время
осуществляется по нескольким линиям:
Материализмидеализм. В настоящее время методологическим основа-
нием концепций воспитания выступают не только материалистические фило-
18
модействия. Осмысление (выявление смыслов и значений) и осознание (оформ-
ление смыслов и значений в систему индивидуальных ценностей) разнообраз-
ных ситуаций бытия составляет механизм саморазвития воспитанника. Именно
поэтому каждая педагогическая ситуация должна быть наполнена ценностным
содержанием.
   � Воспитание понимается как диалогическое взаимодействие. При этом
диалог рассматривается не как отдельное, изолированное педагогическое сред-
ство, не как синоним беседы, а как способ совместного бытия педагога и воспи-
танника, как способ постижения собственного внутреннего мира, другого чело-
века, природы и культуры.
   � Если в традиционной парадигме цели воспитания ставятся от общества
или государства к человеку, в гуманистической — исходя из потребностей са-
мого человека, то в педагогике духовности цели снова выносятся за пределы
индивидуального человеческого существования, однако обнаруживается не в
потребностях общества (государства), а в сфере ценностей и культуры. Такое
понимание целей воспитания позволяет преодолеть замкнутость человека на
самом себе, учитывая в то же время его духовные потребности, в первую оче-
редь потребности в понимании, смысле жизни, творческой самореализации.
   � В основе педагогики духовности лежит системно-целостный подход к ис-
следованию и проектированию педагогической реальности (см. тему 7). При
этом педагогические системы рассматриваются как системы сложные, неравно-
весные.
   � Специфика методов постижения педагогической реальности обусловлена
тем, что педагогика духовности сосредоточена на постижении духовной жизни
воспитанника, духовного бытия. Она стремится постичь ребенка не столько по-
средством традиционных «естественнонаучных» (когнитивных) методов,
сколько посредством понимания и взаимопонимания в процессе диалогическо-
го взаимодействия.
     Гуманитарные установки субъекта являются одним из условий, благодаря
     которым его деятельность приобретает ценностный характер, т.к. помогают
     увидеть за внешними проявлениями (поведение, внешний вид, манера об-
     щения и пр.) подлинно человеческую сущность и принять мир во всем его
     многообразии.
   Через призму гуманитарности необходимо рассматривать и многообразие
столь непохожих одна на другую концепций воспитания, существующих сего-
дня в педагогической науке. Гуманитарные установки позволяют педагогу уви-
деть единство в многообразии, оценить преимущества каждой концепции вос-
питания независимо от ее парадигмальной принадлежности.
   Диалог идей, формулируемых в рамках современных концепций воспитания,
в настоящее время осуществляется по нескольким л и н и я м :
   � Материализм — идеализм. В настоящее время методологическим основа-
нием концепций воспитания выступают не только материалистические фило-

18